Малая родина

№11 от 12 марта 2020 года

Успешный бизнес заразителен
Успешный бизнес заразителен

Каким бизнесом можно заняться в деревне? Выращивать овощи и фрукты да разводить животных и птиц – самые распространенные стереотипные ответы. Но не сельским хозяйством единым живут предприниматели в небольших населенных пунктах. Возможностей для открытия своего дела везде предостаточно. За примером и опытом можно съездить в Мядельский район, в деревню Комарово.

Уникальные и экологичные

Три года назад здесь открылся первый в нашей стране сельский бизнес-инкубатор. Это стало возможно благодаря проекту, который воплотили в жизнь МОО «Экопартнeрство» и ОО «Женщины за возрождение Нарочанского края» при финансовой поддержке Европейского союза и посольства США в Республике Беларусь.

В проекте смогли участвовать жители четырех пилотных районов: Мядельского, Сморгонского, Поставского и Островецкого. Вначале им предлагалось пройти обучение в Школе сельского бизнеса, которая работала при бизнес-инкубаторе в Комарово. Была разработана специальная программа занятий, направленная на то, чтобы каждый слушатель мог взять бизнес-инициативу, проработать ее детально и подготовить бизнес-план, который можно было представить инвесторам.

Слушателями Школы стали 43 счастливчика из 140 желающих. Своим опытом и знаниями с людьми, желающими стать предпринимателями, делились белорусские и зарубежные бизнес-эксперты. Они рассказали, где найти идею для своего дела с учетом местных особенностей и потребностей, с чего начать и где найти партнеров. Примечательно, что из 43 окончивших школу было 14 женщин.

Лучшие 23 бизнес-идеи получили материальную поддержку в виде гранта – от 2 до 10 тысяч евро. Самыми активными оказались представители Сморгонского района – 9 их предложений попали в топ, а еще 6 – от жителей Поставского региона, 5 – от Мядельского и 3 – от Островецкого. 

– Все бизнес-инициативы, которые запущены в рамках проекта, уникальные и экологичные, – подчеркнула исполнительный директор МОО «Экопартнерство» Алина Бушмович на конференции по подведению итогов проекта. – Большинство людей считает, что сельское предпринимательство – исключительно сельское хозяйство. Но это не так. Только 20% наших бизнес-идей связаны с сельским хозяйством. Большинство – это различные услуги.

Например, по ремонту одежды, обуви, автомобилей, организация туров выходного дня,  фестивалей, прием туристов. В деревнях создают развивающие игрушки из дерева; изделия с элементами комбинированной вышивки; деревянные окна, растворные и бетонные смеси. Другие примеры интересных направлений бизнеса – это выращивание личинок мух (опарышей) на отходах птицефабрик и производство органического удобрения –  биогумуса из отходов крупного рогатого скота.

По результатам проекта созданы 4 видеоролика, которые можно посмотреть на Ютьюбе, там же подготовлена «Белая книга», в которой рассмотрен феномен сельского предпринимательства в нашей стране. Книгу можно скачать с сайта Экопартнерства. 

Хочу жить и работать в деревне

Как рассказал директор БИКомарово Эдуард Войтехович, мечта открыть в Комарово бизнес-инкубатор родилась еще 20 лет назад. Тогда Эдуард Антонович возглавлял сельскохозяйственный лицей. Во время вступительной кампании постоянно вставал вопрос с комплектацией учащихся. Войтехович, как любой руководитель, желающий сохранить свою организацию, начал заниматься маркетингом и диверсификацией продукции, изучал и европейский опыт. В немецкой деревне, например, увидел много предприятий круче, чем в городе. Решил создать у себя в Комарово малый бизнес как пример для подражания для молодежи и подготовки будущих специалистов.

Лицей закрыли из-за не востребованности специальностей. На смену ему пришло другое учебное учреждение – бизнес-инкубатор. Сейчас Эдуард Войтехович учит не только молодых, но и людей любого возраста, желающих стать успешными предпринимателями.

– Для того, чтобы люди хотели начать свое дело в сельской местности, нужно создать модель этого бизнеса и показать, как это может работать, – объясняет директор БИКомарово. – Что такое бизнес-модель? Красивая книжка на богатой бумаге, где все расписано? Это не то. В моем понятии – это предприятие, куда можно зайти, посмотреть, поговорить с людьми, узнать уровень их зарплаты. Также увидеть дом, в котором живет предприниматель, и все то, что его окружает. После чего человек скажет: я тоже хочу жить в такой деревне и иметь такую работу. Нужно показать результат, к которому можно стремиться. Когда люди видят «на свае вочы», их отношение меняется.

Сегодня часто и минчане выбирают деревню для постоянного места жительства, причем не только из-за красоты и чистоты Нарочанского края, но и потому, что здесь создается хорошая инфраструктура.

Да и местные, попробовав столичного хлеба, стали возвращаться на малую родину. В прошлом году в Комарово приехало 4 человека, 2 семьи в нынешнем году – это еще 8 сельчан.

Говорят, что для бизнес-идеи нужно искать то, чего нет на рынке. А в Комарово – за любую продукцию. Даже за ту, которой, на первый взгляд, переизбыток. Кажется, что в сельской местности покупают только дешевые продукты, но, по рассказам Эдуарда Антоновича, у них быстрее продается дорогой товар. Вот пример: нынешняя зима была бесснежная, однако раскупили в первую очередь недешевые финские лопаты. Значит, маркетинг работает эффективно, да и неплохой доход есть у местных жителей.

Когда Войтехович открывал в Комарово пекарню, многие недоумевали: хлебом все магазины завалены, можно привезти любой батон из любого города страны – куда будет девать продукцию?

– А я хочу в Комарово есть хрустящую булку в 8 утра – это мой принцип. Для того, чтобы удовлетворить свою прихоть, мне нужно менять место жительство? Главное – я не хочу уезжать из деревни. Все, что мне нужно, должно быть у меня на родине, – заявляет Эдуард. И создает успешное предприятие, интересное место для работы и заработка своих сельчан, а еще формирует добрые привычки – любить и ценить свое.

Хороший пример заразителен. Многие, прошедшие Школу сельского бизнеса, поверили в себя, открыли свое дело и даже без грантовой поддержки. Продолжают общаться друг с другом, совместно ищут возможности, где и как выгоднее продать свой продукт. Задумали сделать Foodbox, где были бы представлены разные продукты под одной маркой.

– Планируем создать у нас в Комарово северо-западную школу малого бизнеса в сельской местности, – делится планами Эдуард Войтехович.  – Если мы хотим, чтобы кадры осели в регионах, там же их и нужно готовить. Сомневаюсь, что молодежь, которая ходит по Зыбицкой, поедет жить в деревню. А когда они учатся у нас, то в процессе видят новую модель жизни в сельской местности. А на Зыбицкую можно приехать, например, с выставкой своей продукции.

Планы у Войтеховича и его команды грандиозные. Сделать еще город-мастеров, тем более есть пустующие здания. Главное, что все больше появляется людей, которые видят много привлекательного в бизнесе на селе. И они не конкуренты друг для друга, а партнеры, добрые соседи с общими интересами и ценностями.

Фото Марии Шны



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Порядок и чистота выгодно отличают нашу страну.

Для обывателя руины хозпостройки могут быть незначимы, но случается, что именно этот архитектурный объект достоин, чтобы его не просто запечатлели на пленке, но и сохранили для будущих поколений

Трудолюбие и многолетнюю работу машиниста экскаватора Михаила Супареко недавно отметила и родина – медалью «За трудовые заслуги».

Страна готовится принять потоки электрической энергии от Белорусской АЭС.