100-летие БЕЛТА

№37 от 13 сентября 2018 года

Мастер
Мастер

Как-то председатель колхоза «Лань» Несвижского района Владимир Дидевич, зная тайную мечту младшего сына Александра стать фотографом, привез ему из Минска фотоаппарат. А к нему – еще и фотоувеличитель, «химию» для проявки, пленки, кассеты для пленок – все, что посоветовал мастер из несвижской фотомастерской. Саша был на седьмом небе от счастья! И осуществил мечту.

Мечты полет

Он сразу начал фотографировать. Братьев, отца, маму, друзей, одноклассников, родную деревню, окрестности небольшой, но стремительной реки Лань. Односельчане часто видели этого кудрявого мальчишку с фотоаппаратом. Главным вдохновителем его фотоопытов была, конечно, волшебная природа Несвижчины. Не зря Радзивиллы выбрали местом строительства своего родового поместья несвижские земли!

И когда друзья пред выпускными думали-гадали, какую профессию выбрать, Александр уже знал ответ: его дело – фотография.

– Поступил в  ГПТУ-12, что на улице Казинца, где сегодня лицей, – рассказывает Александр Владимирович. – Учиться было, конечно, интересно, но очень хотелось заняться реальным делом.

Ждать пришлось недолго. После учебы Александра Дидевича распределили на родину. Здесь, в фотомастерской Несвижа, он основательно закрепил знания по созданию фотопортрета, научился видеть в каждой фотомодели ее изюминку, свет, идущий изнутри. Но больше всего, конечно, было рутинной работы – сделать фото на документы. Как в фотомастерской без этого?

А через полгода Александр отправился покорять Минск. И не куда-нибудь, а сразу в БЕЛТА, которое тогда было республиканским отделением знаменитого ТАСС — Телеграфного агентства Советского Союза!

Главный редактор фотохроники БЕЛТА Николай Василевский посмотрел фотографии, сделанные Дидевичем, поговорил с ним и понял, что определение «молодо – зелено» – это не про Александра.

– Возьму в штат! – пообещал Николай Константинович. – Только приходи в апреле – переезжаем в новое здание на Кирова, 26. Там вот-вот закончат ремонт.

– Вот так с 16 апреля 1975 года я пришел в Белорусское телеграфное агентство, – рассказывает Александр Владимирович. – Признаюсь, в первое время робел. Ведь тогда в фото-
хронике агентства работали такие мастера фотографии, как Петр Новаторов или прошедший с «лейкой» войну фотокорреспондент Владимир Лупейко. Мне было у кого учиться.

Я работал вначале мастером фотопроизводства, потом бригадиром фотолаборатории, где трудилось до 20–30 человек.

Фотографировали все самые важные события, проходившие в столице республики. Утром курьер по газетам развозил фотоснимки. Лучшие, конечно, отправлялись в Москву.

– Часто в Минск приезжали сотрудники из московского офиса ТАСС, – вспоминает Александр Владимирович. – С ними выезжали в регионы – целыми бригадами. Три-четыре фотокорреспондента и один пишущий журналист.

Счастливый день

Газеты в 70-80 годы прошлого столетия пользовались большим спросом. В республиканских и областных городах они вывешивались на специальных стендах, в самых людных местах, – на площадях, вокзалах, у проходных. Там можно было видеть фоторепортажи и фотоиллюстрации к статьям, сделанные фотокорреспондентами Белорусского теле-графного агентства.

– Конечно, не в деньгах счастье, но тогда фотокорреспонденты БЕЛТА неплохо зарабатывали. С учетом гонорара – 250–300 рублей, а средняя зарплата по стране тогда была 100–120 рублей, – вспоминает фотомастер.

Так что в то время Александр Дидевич был завидным холостяком. Свою вторую половинку, учительницу младших классов Ирину, он встретил в 33 года на своей малой родине – в одной из несвижских школ.

Сочетались браком Александр и Ирина в Минске, в городском Доме бракосочетаний – самом респектабельном в то время загсе. Кстати, в драматичный для СССР и, в особенности, для Беларуси день – 26 апреля 1986 года. Тогда произошла авария на Чернобыльской АЭС. Конечно, молодожены об этом не знали – для них это был самый счастливый день.

Брак оказался удачным. Ирина и Александр вот уже более 30 лет вместе. У них двое детей – сын Александр и дочь Ольга. У каждого из них уже свои дети. Так что Александр Владимирович счастливый дедушка четверых внучат – двух девочек Лизы и Яны, а также двух мальчиков – Диниила и Марка.

Фото для истории

– Фотохроника в годы моей работы пережила не одно «переформатирование», – вспоминает Александр Владимирович. – Первое случилось после развала СССР.

...Когда Беларусь стала суверенным государством, БЕЛТА превратилось в самостоятельное информационное агентство. В свете новых задач оно, говоря современным языком, оптимизировало свой коллектив. В фотохронике остались активные и талантливые. В 90-е годы ХХ века и 2000-е рядом с Александром Дидевичем работали такие известные фотожурналисты, как Владимир Витченко, Евгений Козюля, Аркадий Николаев, Геннадий Семенов, Владимир Шуба, Александр Толочко, Лолий Македонский (смотрите на фото в центре). После расформирования АПН в БЕЛТА пришли Владимир Межевич и Юрий Иванов. В своих снимках они запечатлели историю важных перемен в жизни страны.

...В 2000 годы в фотоделе произошла технологическая революция. На смену пленке пришла цифра, которая отправила в небытие фирму Kodak и заставила заменить старые фотоаппараты на цифровую технику. Для фотохроники БЕЛТА также наступило новое время. Проблемы перехода не было. Наоборот, с технологической революцией у фотомастеров появилось больше возможностей сделать снимок качественнее, интереснее.

У каждого фотокорреспондента была своя специализация, свои темы. Но когда проходили мероприятия республиканского масштаба, приезд высоких гостей или проведение важных фестивалей, соревнований, – работать «в поле» выходили все.

Кроме столичных фотосъемок Александр Дидевич отвечал за освещение всех важнейших событий Минской области. Его хорошо знали  столичные губернаторы, председатели рай-

исполкомов, председатели многих хозяйств Минщины.

С годами Александр совершенствовал свое мастерство. Снимки детей и людей труда, сделанные нашим героем во время командировок по Минской области, не раз можно было видеть на популярных в последние 15 лет бигбордах.

Не могу не отметить и то, что Александр Владимирович – добрейшей души человек. Я много с ним ездила по стране. В каждой из командировок видела, как на него реагируют и его давние знакомые, и новые, только что встреченные нами герои его фотосессий.

Глядя на этого большого, доброго человека, терпеливо объясняющего, как должен повернуться, улыбнуться, пройти перед камерой очередной герой репортажа, нельзя не улыбнуться. А уж как сами фотографируемые его слушались! И были счастливы оказаться на снимке для истории, сделанном Мастером!..

Без прошлого нет будущего

Помнить прошлое, ценить предков. На этой патриотической волне в Беларуси в 90-е годы было принято решение начать сбор материала и издание фолиантов под названием «Книга памяти» – по одной книге на каждый район. Лучшего памятника своей малой родине нельзя было и придумать. Часть из них было поручено издать БЕЛТА. Фотохроника отвечала за фотоиллюстрации. Вспоминает Александр Дидевич:

– Больше всего мне пришлось поработать на создание Книг памяти Слуцкого и Белыничского, других районов страны и Минска. Работа была проведена колоссальная, но было очень интересно.

Александр принял участие еще в одном большом проекте газеты «7 дней» – «Регион, события, люди». Начиная с 2004-го за четыре года вместе с заместителем редактора газеты «7 дней» Германом Москаленко Александр Дидевич объехали почти все районы Беларуси. Эта небольшая команда подготовила массу материалов, рассказывающих о том, чего достигла белорусская глубинка, какими проблемами и заботами живут наши соотечественники. Сегодня их вполне можно считать золотым фондом истории малой родины, которая сохранилась в архивах газеты «7 дней».

…Год назад Александр Дидевич вышел на пенсию. Но от БЕЛТА, как говорится, не оторвался – остался работать в агентстве по договору. Его работы и сегодня можно видеть на нашем сайте.

– Не могу без фото – все время тянет снимать, если вижу потенциально хороший кадр, важную тему, – говорит он.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Так не бывает, чтобы человек жил в одной стране, а утром проснулся в другой и у него не произошло каких-то внутренних переломов. Они, эти отметины, как шрамы на сердце, не видны, но остаются в наших душах навсегда...

Репортеры БЕЛТА не сомневаются, что их материалы, по которым пробежали внимательные глаза Алины Петровны, будут безукоризненны с точки зрения качества, грамотности и стиля.

Из личного дела: возраст –33 года, окончил БГУ, владеет английским и испанским, окончил Академию управления по программе переподготовки по специализации «госуправление национальной экономикой». Был награжден «Золотой литерой» как лучший репортер республиканских, областных печатных СМИ, информационных агентств. Получил Благодарность Президента. Посетил 39 стран, из них 35 – за десятилетие работы в БЕЛТА.

Все эти 19 лет в БЕЛТА получаю удовлетворение от работы в этом прекрасном, сплоченном одной идеей, талантливом коллективе, которому и в сто лет по плечу любые, даже самые сложные задачи.