Соцопрос

№7 от 15 февраля 2018 года

Мы такие, как все
Мы такие, как все

Развитие среднего и малого бизнеса во многом зависит от личностных качеств и ценностных ориентаций предпринимателей, от того, как они оценивают собственный потенциал в разрешении стоящих перед ними и обществом проблем. В современной научной литературе часто выделяют следующие теоретические базовые ценности предпринимателей  (индивидуализм – в противовес коллективизму, предпочтение равенства шансов – в противоположность имущественному равенству), определяющие конечный успех. Но это только теория. В жизни бывает иногда совсем по-другому. А каковы личностные качества белорусских предпринимателей? В социологической анкете им задали такой вопрос: «В какой степени вам присущи перечисленные личностные качества?» 

Ответы распределились следующим образом.

Доброта 70,0%
Законопослушность 67,9%
Уважение к окружающим 66,9%
Ответственность 65,3%
Трудолюбие 64,4%
Самостоятельность 64,0%
Чувство юмора 63,7%
Общительность 63,0%
Самоуважение 62,2%
Целеустремленность 60,4%
Стремление к самореализации 59,6%
Способность преодолевать трудности 58,1%
Умение заботиться о других людях 54,2%
Сила воли 51,0%
Готовность рисковать 50,8%
Креативность 49,9%
Терпимость к другим людям 41,8%

На первом месте оказалась доброта – базовая ценность белорусского народа. Но важна ли она для успеха в современном достаточно жестком бизнесе? Многие исследователи под сомнение ставят необходимость данного качества для предпринимателей. А вот готовность рисковать для бизнеса очень важна. Без риска трудно заслужить шампанское. Как показывают исследования, как правило, предприниматели работают по 12-14-16 часов. И это качество поддерживает почти две трети предпринимателей. Креативность в мире предпринимательства очень важна. Способность нестандартно мыслить и интуитивно находить и внедрять успешные идеи необходима в жизни бизнеса как ничто иное. Отсюда возникает
интересный вопрос: «Какие качества – деловые или морально-нравственные – наиболее важны для предпринимателей?».

По их мнению, как показывают социологические исследования:

Деловые качества помогают:

во всех ситуациях 20,6%
в большинстве ситуаций 37,2%
помогают только в некоторых ситуациях 32,8%
не помогают вообще 2,4%
затрудняюсь ответить 7,0%
нет ответа 2,7%

Нравственные качества помогают:

во всех ситуациях 13,9%
в большинстве ситуаций 29,3%
только в некоторых ситуациях 32,8%
не помогают вообще 7,9%
затрудняюсь ответить 14,6%
нет ответа 1,5%

Таким образом, в белорусском малом и среднем бизнесе больше верят в деловые личностные качества. А вот морально-нравственные характеристики остаются на втором плане. Но надо надеяться, что придет время, когда все изменится, и социальный бизнес станет не редкостью, а настоящей реальностью.

Ценности являются регуляторами индивидуального и общественного поведения предпринимателей, катализатором различных социальных практик. Часть жителей страны крайне негативно относится к ценностным ориентациям белорусских предпринимателей. Но социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси, показывают, что эти люди не совсем правы, как, впрочем, и сами социологи, которые чаще всего в анкету для опросов предпринимателей закладывают весьма специфические, трудные для понимания  вопросы. А они такие же люди, как мы, и живут рядом с нами. Вот как ответили предприниматели на вопрос «Какие ценности для вас являются самыми главными в жизни?»

Семья 71,7%
Здоровье 69,9%
Дети 66,7%
Материально обеспеченная жизнь, достаток 45,7%
Дружба 44,9%
Любовь 44,1%
Душевный покой, комфорт 40,6%
Интересная работа, профессия 37,5%
Самореализация 23,3%
Самоуважение 21,9%
Знания, познание мира, людей, образование 20,4%
Свобода 19,0%
Помощь людям 18,8%
Секс 15,6%
Богатство, большие деньги 14,5%
Карьера, высокое положение в обществе 13,4%
Возможность получать удовольствия, развлекаться 9,7%
Вера 8,2%
Творчество 5,9%
Общественное признание, известность, репутация 5,2 %
Власть 3,1%

Самое главное в жизни предпринимателей – семья. Здоровье, дети, любовь, дружба находятся на первых местах в таблице, кстати, как и у многих белорусов. Властные амбиции как мотив оказались непопулярными: их выбрали только 3,1% опрошенных. Деньги и богатство как таковые почти не выступают в качестве идеала. Иное дело те блага, которые можно приобрести с их помощью: свобода, ощущение себя хозяином судьбы, определенные жизненные перспективы, возможность получать удовольствия и развлекаться.

Социальное поле или межличностное пространство, в котором подавляющее большинство предпринимателей проводят большую часть своей жизни, достаточно ограничено. Чаще всего это работа и семья, и совсем не баня или бильярд, как утверждают злые языки.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Стержень любой политической системы – государство, это главный механизм управления всеми сферами общественной жизни.

Мы – это то, что мы помним, как позиционируем себя в объективном времени и пространстве.

В белорусском футболе очередной скандал – игрок забил гол рукой. Это видела вся страна. Не видел или не хотел видеть только судья Виктор Шимусик.

«У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы на миг уединиться», – поется в знаменитой песне. Эти добрые слова о месте, где человек родился и вырос, сформировался как личность.