Соцопрос

№19 от 10 мая 2018 года

Мы – это то, что мы помним
Мы – это то, что мы помним

Мы – это то, что мы помним, как позиционируем себя в объективном времени и пространстве. Память – это черта, которая отличает культуру и цивилизацию от дикости. Нация – это то, что она помнит и хранит. Белорусы свою историю не забыли.

И все же, что мы помним?

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной. Научные сотрудники Института социологии НАН Беларуси спросили у своих респондентов: «Какие события и/или исторические периоды вы бы отметили как знаковые для белорусов?». Ответы распределились следующим образом:

Период вхождения белорусских земель в состав Великого Княжества Литовского (XIII – XVI вв.) 16,5%
Период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой (1569 – 1772) 11,3%
Период вхождения белорусских земель в состав Российской империи (1772 – 1917) 11,7%
Октябрьская революция 1917 года 23,7%
Присоединение к Беларуси западных территорий в сентябре 1939 года 18,0%
Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. 68,2%

Кроме того, как показывают социологические исследования, 88,7% жителей страны убеждены, что победа в Великой Отечественной войне – это Великая победа наших отцов и дедов, героический подвиг всего советского народа. Для подавляющего большинства жителей страны – главное событие в современной истории белорусского народа.

Это доминантное событие и для меня лично, хотя я не слышал орудийных залпов, не видел взрывов снарядов. Войну прошел мой отец. 22 июня 1941 года в четыре утра на западной границе Советского Союза под Перемышлем, будучи совсем мальчишкой, он встретил Великую Отечественную с винтовкой-трехлинейкой. На молодого пограничника и его однополчан фашистские самолеты обрушили тонны бомб. Мне сегодня даже трудно понять, как они выстояли против фашистской армады с кулаками и штыками. Отец до последнего патрона защищал свою Родину и весь мир от коричневой чумы. После Великой Победы он, директор школы в небольшом поселке Яновичи на северо-востоке Беларуси, неоднократно с гордостью рассказывал школьникам и своим сыновьям: «Мы победили фашизм. В нашу победу мы верили с самого первого дня войны. И долгие четыре года шли к ней». Прошедший всю войну отец был суровым человеком. Единственная песня, которую пел, причем в каждый День Победы, – это «Синий платочек».

Моя мать, простая сельская учительница, с первых дней фашистской оккупации ушла в партизанский отряд. В моем детстве я видел, как ее любили все кошки и собаки в округе. Мама не обидела ни одной птички, ни одной букашки, никогда не повысила голос, но во время войны стреляла в фашистов, взрывала поезда с захватчиками. Партизаны... Для меня всегда это слово означает «народные мстители, не покоренные фашизмом». Туда шли по зову сердца не только мужчины, но и женщины, старики, дети, зная, на что себя обрекают. Когда фашисты окружили отряд (в котором была и мама), партизаны трое суток в болоте, по грудь в мартовской ледяной воде, отражали атаки захватчиков. Они воевали за свой народ, свою семью, свою страну, за свободу и независимость Родины, жертвовали своей жизнью ради Отчизны, ради родных и близких, ради будущего своих детей и внуков, чтобы грязные фашистские сапоги никогда не топтали родные с детства поля и луга.

Моя бабушка, хрупкая, миниатюрная Марийка, за шестьдесят километров через фашистские заставы носила хлеб и соль партизанам – ее каждый день ждали. И, как говорила бабушка, ждали не столько хлеб и соль, сколько вестей с Большой земли.

Для меня День Победы всегда был семейным праздником. В детстве мы собирались за круглым столом в доме на улице Озерской в Яновичах и обсуждали тяжелые бои и победы. Взрослые вспоминали тех, чьи фотографии до сих пор висят на стенах во многих сельских домах, плакали и поднимали рюмки с «горькой» в честь ветеранов-победителей.

Этот праздник был семейным для всей Беларуси, для всего великого советского народа, всего Советского Союза. Мы все (и молодое, и старшее поколение) прекрасно понимали и понимаем, что победили все вместе, фронтовой семьей, защищая, помогая в трудную годину друг другу.

Теперь этот семейный праздник у меня хотят отнять. Переписать историю, стереть из памяти людской подвиг моих отца, матери и бабушки, всех советских солдат и мирных жителей. Причем это делают предки струсивших в то страшное время, убежавших, продавших свою страну, предавших своих стариков, матерей и детей, подбрасывающих дрова в печи Дахау и расстреливавших евреев в «яме» в центре Минска и в Тростенце. Это они убивали, сжигали стариков и детей в Хатыни, а теперь разрушают памятники воинам-освободителям. Уму непостижимо, но факт: в соседних государствах глумятся над могилами и памятниками своих же дедов и прадедов, отдавших жизнь в священной войне. Ужасно и другое – они выливают ушаты грязи на коллективную память миллионов людей, хотят сделать их манкуртами, заставить забыть великий подвиг людей, отлитых ныне в бронзе, заменить грандиозное событие в жизни всего человечество другим – мелким, ничтожным, как окурок в пепельнице.

Историческая память имеет свойство бледнеть, меркнуть, истончаться с годами, растворяться во времени, особенно под целенаправленными атаками нечистоплотных историков и писателей, журналистов и просто подонков. Уже давно нет в живых моих бабушки и родителей, но их рассказы, их подвиги я никогда не забуду. И я никогда не позволю топтать их память, как и подвиг всего советского народа.

Нация – это то, что она помнит и хранит. Белорусы – великая нация. Она способна защитить свою память.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Стержень любой политической системы – государство, это главный механизм управления всеми сферами общественной жизни.

В белорусском футболе очередной скандал – игрок забил гол рукой. Это видела вся страна. Не видел или не хотел видеть только судья Виктор Шимусик.

«У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы на миг уединиться», – поется в знаменитой песне. Эти добрые слова о месте, где человек родился и вырос, сформировался как личность.

Стало традицией, что на помощь старикам, инвалидам, просто одиноким жителям деревень и сел приходят школьники, как правило, члены общественных организаций.