Дать сластенам выбор
Беларусь — шоколадно-карамельно-конфетная страна. В этом журналистов убедила презентация отечественных сладостей, производимых белорусской кондитерской отраслью. Презентация прошла перед пресс-конференцией топ-менеджеров СП ОАО «Спартак», СОАО «Коммунарка», СООО «Первая шоколадная компания», открытых акционерных обществ «Слодыч», «Красный пищевик», «Красный мозырянин», «Конфа» на площадях прославленной «Коммунарки». Глаза разбегались от сотен видов разноцветных фантиков, коробок и коробочек. Много было знакомых с детства. Немало и новых. И все попробовать невозможно было физически!
Представленный «девятый» вал ассортимента, грозящий повергнуть потребительский рынок страны в сладкую конфетную пучину, — результат серьезной модернизации производства кондитерской отрасли Беларуси. Взять, к примеру, ОАО «Коммунарка». За 2009—2011 годы здесь освоено инвестиций 88,209 млрд рублей. Кроме мельниц, холодильного тоннеля, глазировочных линий, различных заверточных и других машин закуплено 65 транспортных средств — для доставки конфет потребителям. А в 2012 году инвестиции составят еще больше — 100 млрд рублей.
Технологии производства мирового уровня осваивает и СП ОАО «Спартак». Только в 2011 году фабрика изготовила 94 новых вида кондитерских изделий! Начался выпуск элитных шоколада и конфет «Маратовские». Видимо, в честь инвестора Марата Новикова? В планах — запуск популярных во всем мире зерновых батончиков и батончиков из нуги и мягкой карамели. Огромные инвестиции, обучение персонала у европейских кондитеров с мировыми именами отзовутся появлением изделий с кардинально новыми, европейскими рецептурами.
Короче, нас ждет революция — кондитеры наводнят рынок вкуснятиной.
Осталось только найти места на магазинных полках. А с этим в стране напряженка. В последнее время городской покупатель стал чаще отовариваться в сетевых магазинах, гипермаркетах, привлекающих скидками, распродажами. Там белорусская кондитерка, скажем так, не доминирует. Ведь конкурировать, и не всегда успешно, ей приходится с украинской и российской, а также европейской продукцией. Да и в магазинах у дома для отечественного кондитерского изобилия места все меньше. На селе — и того хуже, жалуются кондитеры. В связи с реорганизацией работы Белкоопсоюза усложнилось и продвижение их товара в деревенские магазины.
Это стало поводом для обращения белорусских фабрик в правительство: просили помочь. Сработало! Председатель правления Белкоопсоюза Сергей Сидько встретился с топ-менеджерами кондитерских фабрик и пообещал, что логистика райпотребсоюзов станет более лояльной к школодно-карамельно-конфетной продукции белорусских фабрик. В сельские магазины станут активнее завозить нашу конфетно-шоколадную продукцию: ни сельчан, ни фабрики в сельпо не обидят.
…Я часто по долгу службы езжу по стране. В каждой командировке обязательно захожу в продуктовые магазины. Признаюсь, только один из встретившихся на моем пути удивил реальным разнообразием конфетно-карамельной продукции — новополоцкая «Павлинка» ОАО «Базис». Место здесь нашлось и белорусским, и импортным конфетам, и карамели. Все для потребителя!
Но это, к сожалению, единичный пример. Кто-то, возможно, назовет и другие адреса. Но согласимся, что обычно продуктовые магазины для кондитерского уголка уделяют немного места. Потому и выбора практически нет. А борьба за магазинную полку у производителей продовольствия становится все более жесткой. Борются между собой не только конфетные фабрики, но и поставщики более основательных продуктов питания, в частности, молочно-мясного направления, алкоголя.
Рассчитывая на административный ресурс, кондитеры до сих пор не смогли существенно расширить полки магазинов под свою продукцию. Так что «выход в свет» их новинок для большинства рядовых посетителей часто остается незамеченным.
А потому нужно больше вкладывать средств в продвижение на рынок новинок.
Хорошо было бы построить хоть один кондитерский мультибрендовый магазин, где бы был представлен весь ассортимент белорусской кондитерской продукции! С кафе, шоколадницами и прочими «завлекалочками» для сладкоежек. Ведь любителей сладкого в стране — пруд пруди! Возможности нынешней специализированной мультибрендовой торговли — столичной «Лакомки» и других кондитерских магазинов, радовавших нас еще в годы советской власти, и других традиционных магазинов — достаточно скромны. И по полкам, и по возможностям проведения дегустаций и прочих «фишек» продвижения товара.
В общем, стоит только производителям «скинуться» или найти инвестора... Зря фабрики делают ставку на именные фирменные магазины, которые представляют товар только одного производителя! У «Коммунарки», например, их в стране 10, у «Спартака» —11.
Объединенные усилия, синергия сотрудничества значительно повышают эффект продаж. В этом убеждает совместный проект «Коммунарки» и «Спартака» в подземном торговом центре «Столица» в Минске. Жаль, что здесь, рядом с двумя знаменитыми фабриками, не торгуют продукцией СООО «Первая шоколадная фабрика», ОАО «Красный мозырянин», ОАО «Конфа», ОАО «Слодыч»...
Кстати, кондитеры могли бы использовать и более демократичные форматы продаж. К примеру, в «русском» магазине под названием «Гастроном» в Сан-Франциско, где, кстати, продавались в коробках конфеты «Спартака» и «Коммунарки», посреди зала я видела огромные дубовые бочки с весовым товаром. В частности, с гречневой и другой крупой. Аналогичную тару, но уже с конфетами, умело запустил в оборот и минский гипермаркет «Корона»...
Хорошая идея. Национальный колорит, доступность сладостей искушает покупателя зачерпнуть из бочки в свой кулек побольше. У самообслуживания мультибрендовых кондитерских магазинов — огромные перспективы! Учитывая мощь кондитерской отрасли страны, объединение белорусских фабрик за одним прилавком значительно укрепило бы позиции наших производителей на отечественном рынке. И подстегнуло бы другие торговые форматы, в том числе сетевую розницу, более активно торговать своими, национальными, сладостями.