У речного транспорта Беларуси всегда были хорошие перспективы. Не хватало серьезной законодательной и инвестиционной поддержки и, условно говоря, побольше удачи: попутного ветра и семи футов под килем. Как сложился навигационный 2020 год для работников речной отрасли и какими темпами она движется вперед, рассказала газете «7 дней» пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций Анна Куриленок.
– У пассажиров в этом году практически не было возможности оценить красоту и доступность передвижения речным транспортом. Причиной стала сложная эпидемиологическая ситуация, вызванная пандемией COVID-19, и закрытие в связи с ней границ. А вот грузопотоки росли: в первом полугодии, например, по воде доставлено 1,5 млн тонн грузов, что в 1,26 раза больше аналогичного периода прошлого года. В основном судами транспортировался минерально-строительный товар: песок, щебень, а также нефтепродукты. Кроме того, традиционно речные перевозчики предлагают доставлять уголь, руду, химические и калийные удобрения, сельскохозяйственные и лесные продукты, машины, оборудование и т. д. Даже учитывая перевалку, водные перевозки обходятся дешевле других видов транспортировки...
– Каким видит свое будущее плавсостав белорусской речной флотилии?
– Работники речного флота с оптимизмом смотрят в завтрашний день. В министерстве рассчитывают, что драйвером роста отрасли, способным адаптировать ее к требованиям рынка, станет Государственная администрация водного транспорта – с реальным адресом, пропиской и штатом. В зоне внимания нового ведомства – деятельность портов, проведение путевых работ, а также работ по содержанию судоходных гидротехнических сооружений, где администрация будет выступать заказчиком. В ее компетенции – выполнение международных обязательств страны в области торгового мореплавания.
Кроме этого, Министерством транспорта и коммуникаций запущен механизм обновления законодательной базы, регулирующей деятельность работы отрасли: идет работа по внесению изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта. Его укрепят принципами, по которым будут выстраиваться отношения между субъектами хозяйствования отрасли, в том числе занятыми перевозкой.
Также определят полномочия и компетенции деятельности портов с обеспечением равного доступа к портовой инфраструктуре и выстраиванием четкой системы ее содержания.
В результате предпринятых мер, направленных на дальнейшее развитие водного транспорта, как было заявлено на недавнем рабочем совещании в Пинске, за пять лет его доля в объеме всех перевозок (автомобильных, железнодорожных, авиа и других) должна вырасти до 3%.
Так что, товарищи капитаны, мотористы и другие работники речного флота и портов, готовьтесь: у отрасли вскоре откроется второе дыхание.
– Начиная с весны небесная канцелярия нас радовала обильными дождями. Помогли ли они восстановлению водного сообщения на реках Беларуси?
– Маловодность последних лет негативно повлияла не только на работу водного транспорта, но и на все остальные сферы деятельности, в том числе на экологическое состояние прилегающих к водным артериям земель. Выпавшие осадки позволили временно сократить интенсивность снижения уровня воды белорусских рек, но системного (длительного) влияния на их наполнение не оказали. Например, на сегодняшний день уровень воды только в Припяти ниже средних многолетних на 0,5 метра.
– Беларусь и Украина реализуют дорожную карту по развитию судоходства, в том числе на Днепре. В какой стадии воплощения в жизнь она находится и какова цена вопроса?
– Дорожная карта предусматривает проведение дноуглубительных работ на участке реки Днепр: Киевская ГЭС – населенный пункт Нижние Жары (Беларусь). На основании проведения русловых изысканий и создания технико-экономического обоснования по развитию судоходства на Днепре, которые еще не закончены, можно будет определить финансовые затраты всего проекта.
Как сообщили в министерстве, Украина в июне в целях повышения безопасности прохода судов занялась углублением дна на принадлежащей ей части Припяти. Путевые, в том числе дноуглубительные
работы на нашем участке этой реки традиционно ведет унитарное эксплуатационно-строительное предприятие «Днепро-Бугский водный путь».
– Мы договорились с украинцами также возобновить пассажирское сообщение между нашим странами. Соседи высказали готовность запустить пассажирский теплоход Киев – Мозырь. Что уже сделано и когда наши люди смогут прокатиться в столицу Украины?
– Действительно, в декабре 2018 года между ОАО «Белорусское морское пароходство» и ГП «Администрация речных портов» (Украина) подписано соглашение об открытии туристического маршрута водным транспортом Киев – Мозырь – Киев с осмотром Чернобыльской АЭС с борта теплохода. В 2019-м разработан тур и дизайн-проект судна, начата его модернизация. Навигацию планировали начать в 2020-м. Однако с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации реализация проекта приостановлена на неопределенный срок.
– Какова роль Беларуси в восстановлении исторического пути из варяг в греки – водного маршрута, способного связать Черное и Балтийское моря?
– Наша страна 12 лет назад присоединилась к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения, к которым относится водный путь Е40, проходящий от Гданьска до Херсона и соединяющий Балтийское море с Черным. Весь участок водного пути, пролегающий по территории нашей страны, является судоходным, отметили в Министерстве транспорта и коммуникаций и выразили надежду, что в будущем интенсивное судоходство на водному пути Е40 сможет оказать серьезное влияние на рост экономики страны, благодаря увеличению транзитных грузопотоков, в том числе из стран Западной Европы, Балтии, Азии, Африки. Однако пока утвержденных проектов по соединению Черного и Балтийского морей нет.
Фото Вадима Якубёнка
и Павла Орловского
Деревню Яглевичи можно принять за спальный район Ивацевичей: они разделены лишь трассой М1. Однако на самом деле Яглевичи – самостоятельный и самобытный населенный пункт с невероятно инициативными жителями, которые, если надо,
и храм возведут, и детскую площадку за пару месяцев построят. И все это при имеющейся под боком развитой инфраструктуре Ивацевичей. Мы побывали в деревне и узнали, откуда ее жители черпают энтузиазм, чтобы делать мир вокруг себя лучше.