Международный день рек – замечательный праздник, который во многих странах отмечается 14 марта. Хороший повод вспомнить о том, что человек и река всегда дружно жили в тандеме.
Дома белорусов не так уж и часто отражаются в водной глади. Хотя многие города и села выросли на берегах Свислочи, Западной Двины, Сожа, Днепра, Березины и т. д. Да и путешествуем мы по нашим рекам в последнее время мало.
А ведь было. До чернобыльской трагедии те, кто жил на Припяти, хорошо помнят, как утром на ракете (катере с подводными крыльями) мчались в столицу Украины и возвращались «вечерней лошадью» с «Киевским» тортиком. Уже нет причалов, с которых они отправлялись к родственникам и друзьям в Киев... А появятся ли новые? Чтобы узнать об этом, корреспондент газеты обратилась в Белорусское речное пароходство, штаб-квартира которого находится в Мозыре.
– Да, причалы появятся, хотя неизвестно, как скоро, – ответил и. о. начальника Белорусского речного пароходства Федор Белаш. – Прошлой осенью на II Форуме регионов Беларуси и Украины, который проходил в Житомире, Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси и Министерство инфраструктуры Украины договорились возобновить пассажирское сообщение. Украинцы высказали готовность запустить пассажирский теплоход Киев – Мозырь. Возобновление транспортного сообщения по
Припяти и Днепру станет еще и привлекательным туристическим направлением. Кто откажется от шанса посмотреть с борта пассажирского (круизного) теплохода на то, как живет белорусское и украинское Полесье, сойти
в одном из речных портов, прогуляться и отобедать в одной из агроусадеб? Безусловно, главной достопримечательностью станет чернобыльская зона. Безопасно проплыть мимо ЧАЭС – за такую возможность иностранные туристы готовы платить, что называется, золотом.
Однако основной проблемой на пути восстановления водного сообщения стало падение уровня воды в Припяти. Все дело в климатических изменениях, о которых корреспонденту газеты говорил директор Института природопользования НАН Беларуси доктор физико-математических наук, профессор Сергей Лысенко:
– За период потепления в Беларуси – с 1989 года и до сегодняшнего дня – среднегодовая температура увеличилась на 1,2°С, а средняя зимняя – почти на 2°С. Это сказалось на росте числа экстремальных погодных явлений, в том числе засух, особенно в 2014 и 2015 годах, когда суммарное количество осадков в Беларуси было на 20% ниже нормы. Реки в 2015-м обмелели почти наполовину, грунтовые воды опустились более чем на метр. Подъем их уровней до прежних значений продолжается до сих пор.
Отсутствие талого стока беспокоит речников и сегодня: зима 2019/20 была практически бесснежной.
Необходимо заняться углублением дна водных путей Припяти – создать условия для прохождения судов. Большие надежды у отечественных речников на технику и технологии Днепробугского предприятия водных путей, главная задача которого – дноуглубительная деятельность. Так как габариты судов заранее известны, а русла рек, их акватория, глубина постоянно меняются, специальной технике (земснарядам) будет много работы. Как сообщили газете в Белорусском речном пароходстве, наши страны (Украина и Беларусь) договорились о том, что начнут заниматься углублением и прочисткой речного дна водных путей.
– Украинцы взяли на себя обязательства углублять дно Припяти на своей территории, а мы – на своей, – отметил Федор Белаш.
Соседи в конце 2019 года уже провели тендер по дноуглубительным работам. Об этом сообщил министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий: – Работы будут проводиться на ту паспортную глубину, которую мы обсуждали на Форуме регионов с участием президентов Украины и Беларуси. Пока идем по плану.
Белорусы также действуют в данном направлении. Однако наша задача сложнее. Припяти не хватает так называемой водности. Слишком низок уровень реки – недостаточно для удержания необходимых габаритов судов. Решение проблемы возможно при условии увеличения финансирования для восстановления водных путей.
Если нам, пассажирам, мечтается больше о белых теплоходах и речных круизах, то речники озабочены, даже в большей степени, портфелем грузоперевозок. Что возим по судоходным рекам – Днепру, Сожу, Березине, Припяти? В последние годы – речной песок, идеальный материал для индустрии строительных материалов, а также щебень, негабаритные комплектующие для НПЗ и крупные мостовые конструкции. Несколько лет назад баржи везли и калийную соль...
За навигацию 2019 года пароходством доставлено 1529,5 тыс. тонн грузов и 111,1 тыс. пассажиров. Но этого мало. Несмотря на то, что три баржи заменяют один железнодорожный состав, выручка пароходства упала, количество эксплуатируемых судов и их загрузка снизились, заказов недостаточно. Но в Белорусском речном пароходстве берутся исправить ситуацию. Переформатировав стратегию и тактику, речники ищут пути наращивания объемов перевозок. Заботятся как могут и о поддержании в должном состоянии речного флота, который, нужно сказать, достался им с советских времен: износ судов – почти 80%.
Большие надежды возлагают на инвестора, способного построить речной порт международного уровня в деревне Нижние Жары Брагинского района, где Припять впадает в Днепр. Путь от Нижних Жаров до Одессы составит пять дней и снизит транспортные расходы компаний почти на четверть. У инвесторов интерес к проекту есть, но до дела пока не дошло.
А если еще и природа станет более благосклонной, будет больше дождей и снега, работы во восстановлению судоходства на Припяти пройдут на должном уровне, то и выход к Черному морю будет обеспечен, считают в Белорусском пароходстве. Это привлечет и заказчиков, и пассажиров. Не меньше, чем в советские времена. Может, еще и больше: подтянется и частный бизнес, чутко держащий нос по ветру больших прибылей. И пойдут по нашим рекам друг за дружкой не только баржи с народнохозяйственными грузами, но и полетят по водной глади модернизированные ракеты на подводных крыльях, и поплывут суда другого класса, которые сегодня активно эксплуатируются в Украине и России. Тогда у белорусов будет возможность отправиться в зарубежное путешествие на теплоходе – в Украину. И еще дальше.
Всего в Беларуси 20,8 тыс. рек общей длиной около 90 тыс. километров:
Фото автора
Деревню Яглевичи можно принять за спальный район Ивацевичей: они разделены лишь трассой М1. Однако на самом деле Яглевичи – самостоятельный и самобытный населенный пункт с невероятно инициативными жителями, которые, если надо,
и храм возведут, и детскую площадку за пару месяцев построят. И все это при имеющейся под боком развитой инфраструктуре Ивацевичей. Мы побывали в деревне и узнали, откуда ее жители черпают энтузиазм, чтобы делать мир вокруг себя лучше.