В небольшом райцентре Докшицы, где живет меньше 7 тысяч человек, можно найти кладбища сразу четырех конфессий: православное, католическое, иудейское и мусульманское. Мы побывали на каждом и узнали, в чем причина такого необычного исторического факта.
Иудейский символизм
Докшицам, что в Витебском районе, более 600 лет. Как и во многих белорусских городах, значимый след в истории здесь оставили евреи.
– К началу Второй мировой население было практически моноэтничным, около 80% жителей составляли иудеи, – рассказывает местный краевед, заместитель директора по учебной работы школы №1 Ольга Колбасич. – Поэтому неудивительно, что в городе было даже не одно, а два еврейских кладбища. Первое – на окраине, второе – на территории бывшего гетто, в парке недалеко от центра.
Во время войны их разрушили, еврейское население практически полностью уничтожили. Сейчас в Докшицах проживает всего три представителя иудейской веры.
– Память решили сохранить. Лишь в конце 2000-х кладбище восстановили. Однако подзахоронить родственника тут уже не получится, – говорит краевед.
Некрополь стал своеобразным мемориалом. Регулярно сюда приезжают представители еврейской общины. Обращаем внимание на аккуратно сложенные у подножия могилы мелкие камешки.
– Это традиция, – поясняет Ольга Колбасич. – Говорят, что она относительно новая. Таким образом потомки выказывают свое уважение умершим. А сторонний человек понимает, что за могилой ухаживают.
Мусульманские традиции
– Татарское население для белорусских земель – явление вполне обычное, – продолжает Ольга Колбасич. – По крайней мере, так было в средние века. Известно, что первые мусульмане попали на нашу территорию около 500 лет назад. Считается, что татары оказались на наших землях благодаря великому князю Гедемину или Витовту. По другой версии, мусульмане появились в Беларуси после бегства хана Токтамыша в ВКЛ.
Диаспора в Докшицах не была большой. По переписи населения конца XIX века, в местечке жило чуть менее сотни мусульман. Тем удивительнее, что кладбище так разрослось.
Сегодня здесь более сотни могил. Как и в предыдущих случаях, история погоста насчитывает около 150 лет. Некоторые надгробия, по разным оценкам, относятся к последнему десятилетию позапрошлого века.
– Одно логичное объяснение, почему некрополь оказался таким большим, все же есть. Как правило, мусульмане стараются хоронить родственников в тех местах, где они родились. Поэтому на этом кладбище до сих пор можно встретить свежие могилы.
Визуальное отличие мусульманских захоронений от прочих заключается в том, что надгробный камень устанавливают в ногах умершего, в некоторых случаях дублируя памятник у головы. Могилу обкладывают камнем. На каждой – надписи арабской вязью, которые дублируются русским текстом, а в некоторых случаях (если хоронили в 20-30-е г. ХХ века) – и польским.
Католическая строгость
Католическое кладбище является действующим. На первый взгляд, оно мало чем отличается от таких же в других городах и местечках, но свои особенности имеет.
– По некоторым сведениям, погост находился в этом месте еще в конце позапрошлого столетия, – продолжает краевед. – Сейчас это довольно большое захоронение времен советско-польской войны. Его не так давно отреставрировали, возвели и и небольшую каплицу.
Интересно, что на захоронениях советских времен можно встретить надгробия на польском языке.
– Однако нельзя сказать, что некрополь полностью католический, – подчеркивает Ольга Колбасич. – Здесь покоятся и представители других религий. У нас существует местечковая традиция: если глава семьи был католиком, то всех его домочадцев хоронили на католическом кладбище.
Обращает на себя внимание каплица: в ее окнах можно заметить старые надгробия, могилы под которыми сохранить не удалось.
По одной из версий, местные татары дали городу название, происходящее от слова «докшиты». Так именовали людей, занимавшихся изготовлением седел для лошадей. По другой, оно связано со старинным словом «докшить» – крестить, докрещивать. Еще предполагается, что Докшицы были островком христианства в окружении приверженцев язычества.
Есть и совсем маловероятная версия. По мнению некоторых историков, название городу дала Екатерина ІІ. Якобы, проезжая мимо города, императрица обратила внимание на холопов, носивших на шее небольшие дощечки. Отсюда и пошло название. Однако документальных подтверждений того, что Екатерина II бывала в этих местах, нет.
Униатские следы
В конце XIX – начале XX века в городе существовало довольно крупное униатское захоронение. Униатство – течение, основанное фактически на объединении всех христианских церквей. Главой такой унии (союза) становился Папа Римский. Таким образом государства того времени стремились избежать религиозных конфликтов внутри христианства. В случае с нашими землями речь шла об объединении православия и католицизма. Ближе к концу позапрошлого века почти всех униатов обратили в православную веру.
Погоста униатов в Докшицах не сохранилось. Его сровняли с землей в конце 60-х, и, по воспоминаниям современников, оно было достаточно большим.
Зато православное кладбище в иерархии местных некрополей занимает главенствующую позицию. Правда, значимых исторических особенностей у него нет.
Что связывает Беларусь с освоением космических просторов? В первую очередь, летчики-космонавты, уроженцы нашей страны: Петр Климук, Владимир Коваленок и Олег Новицкий. Мы побывали на малой родине Героя Советского Союза Владимира Коваленка, который трижды летал в космос. В общей сложности он провел на орбите 216 суток, в том числе два часа – в открытом космосе.