Реалисты не закладывают в бюджет оптимизм в части доходов. Бюджет на 2020 год сверстан с дефицитом. Министерство финансов Беларуси оценивает его потери в Br1,9 млрд. Основные причины – ухудшение внешних условий, падение цен на зарубежных рынках на традиционный белорусский экспорт и налоговый маневр. Об этом на прошедшей пресс-конференции рассказал министр финансов Максим Ермолович.
– Стране придется решать задачи повышения экономики и роста качества жизни граждан в условиях тех ресурсов, которые заработали в этом году, – отметил министр.
Согласимся, это сложная задача, когда бюджет-2020 остается по доходам на уровне текущего года, а расходы возрастают на 9,3%. Тем не менее государство и Министерство финансов в частности уже предприняли ряд мер по компенсации части потерь, проводя грамотную стратегию работы на финансовом рынке. Выросла собираемость налогов, актуализировался уровень ставок по кредитам.
В результате использования эффективных инструментов современного менеджмента Минфину удалось значительно пополнить государственную казну. Например, остатки ранее накопленных средств республиканского бюджета стали размещать на депозитах коммерческих банков, притом на конкурентной основе – через Белорусскую валютно-фондовую биржу. Так что несмотря на то что в целом ставки по депозитам снижаются, в текущем году консолидированному бюджету удалось дополнительно заработать на краткосрочных депозитах более Br300 млн белорусских рублей.
В число неналоговых платежей в бюджет также входят доходы от размещения на депозитах валютной части золотовалютных резервов, которыми управляет Нацбанк. Они составляют значительную часть поступлений, которые направляются на обеспечение устойчивой сбалансированности бюджета между расходами и доходами.
Все знают о том, что получение дивидендов с акций и долей – разновидность дохода бизнеса. Вместе с тем эффективно работающие государственные предприятия кроме налогов в государственную «копилку», то есть в бюджет, также платят и дивиденды. Государство может и должно быть эффективным собственником. Как сообщил министр финансов, дивиденды на доли и акции составляют значительную часть портфеля неналоговых платежей.
– Этот существенный источник доходов, формирующийся за счет поступления в бюджет средств от эффективного использования госсобственности. Полученные 1,7 млрд рублей пойдут на реализацию социальных целей государства, – сказал министр.
Собирая «внебюджет», государство планомерно выводит на устойчивую работу убыточные предприятия. В 2014 году было 106 основных должников. Большинство вышли на рентабельную работу. Сокращение числа «аутсайдеров» произошло, в том числе благодаря масштабной работе с их долгами по новой процедуре.
Большую реструктуризацию прошли цементные заводы. Стабилизировалась деятельность субъектов хозяйствования деревообработки, стекольной промышленности, строительных организаций и предприятия Минпрома. Выйдя на безубыточную работу, они четко выполняют графики возврата долгов. Тем не менее справились не все. Остались те субъекты хозяйствования, по которым государство вынуждено принимать новые решения по их долгам. Это агрохозяйства и производители, что не могут встать на ноги из-за негативных трендов внешних рынков. Они стали фигурантами ряда проектов указов по продлению реструктуризации долгов: по каждому принимаются конкретные решения.
– Но каких-либо рисков для бюджета здесь нет: возврат их долгов не закладывался в него и не мешает его сбалансированности, – отметил Максим Ермолович. – Сегодня у государства имеются четкие приоритеты и понимание того, как работать с проблемными производствами.
У предприятий появилось больше возможностей. Несмотря на то что сокращены объемы целевой поддержки, стало доступней торговое финансирование, страхование экспорта. Сейчас можно использовать меры стимулирования продаж отечественной техники на локальных рынках, в том числе – на территории ЕАЭС через систему Промагролизинга и т. д.
Максим Ермолович рассказал и о новой-старой проблеме производителей. Не хватает оборотных средств для наращивания объемов выпуска продукции и выхода на высокие темпы экономического роста. Как сделать так, чтобы наши производства по темпам роста опережали зарубежных конкурентов? Есть рецепт. Проверенный.
– Нужно оптимизировать структуру и затраты, эффективнее расходовать ресурсы, искать новые рынки сбыта, – советует министр. – Сегодня уже нет проблем с финансами: у банков есть ресурсы, необходимые для кредитования реального сектора экономики. И внешний рынок для бизнеса – вполне благоприятный.
…Кстати, оценивая возможности белорусского финансового рынка в целом, Максим Ермолович заметил, в частности, рост существенного влияния на развитие экономики Беларуси банковского сектора. В стране действует ряд страховых и лизинговых компаний, продолжает развиваться рынок ценных бумаг.
– Тем не менее Беларусь должна более активно развивать финансовый рынок, – сообщил Максим Леонидович.
Все страны берут кредиты у международных финансовых организаций, используют другие инструменты привлечения средств, необходимых для развития экономики. А какой долг может себе позволить наша страна? Министр финансов Максим Ермолович не только ответил на этот вопрос, но и рассказал о том, как наша система управления госдолгом способна его сократить (притом существенно!), а также как этому способствует мировой рынок капитала.
– Сам по себе госдолг не является каким-то вредом для развития экономики: важно его качество, сроки, ставки, под которые привлекаются финансы, – уточнил Максим Леонидович. – При этом каждая страна может позволить иметь тот долг, который сможет обслужить.
Самыми комфортными и выгодными для нас иностранными заимствованиями министр назвал инфраструктурные инвестиции Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка. Их преимущество – низкий, ниже рыночного, процент привлечения, а также оптимальные сроки. Связанные кредиты международных институтов идут: а) на дорожное строительство; б) водоснабжение; в) транспортную структуру; г) энергетику; д) модернизацию жилищного фонда.
Они дают людям новое качество жизни. Лучшие дороги. Современную электрификацию. Ощутимые результаты для общества привносят инвестиции в образование и здравоохранение. Также в рамках связанных кредитов реализуется ряд эффективных проектов в коммерческом секторе. Пример – строительство АЭС.
Тем не менее нынешний уровень госдолга страны, признал министр финансов, крайне тяжело обслуживать и погашать за счет собственных средств. Только на его обслуживание идет не менее $1 млрд, а валютные платежи по госдолгу суммарно составили ежегодно в среднем $3,5 млрд в год.
– Для экономики страны это – существенная нагрузка, сдерживающая развитие как бюджетного сектора, так и экономики в целом, – сказал глава финансового ведомства.
Но у Минфина есть план: сократить госдолг к 2025 году до 25% ВВП. Задача сложная, амбициозная, но выполнимая. В частности, ряд иностранных заимствований, которые привлекались под инвестпроекты в различные отрасли экономики, государство намерено сократить. Предприятия должны самостоятельно привлекать финансовые ресурсы, снимая риски с госбюджета. Сегодня на рынке есть для этого все необходимые возможности. В последние годы Министерство финансов стало активно использовать инструменты эффективного менеджмента, в том числе и в части обслуживания государственного долга.
Беларусь вышла на глобальный рынок капитала. Мы присутствуем на финансовых рынках США, ЕС, Российской Федерации. Работаем на рынке материкового Китая и в Гонконге. На следующий год Минфин планирует привлечь часть валютных средств, выпустив евробонды, а также разместив очередной выпуск суверенных облигаций Республики Беларусь на Московской фондовой бирже.
– Возможности у нас широкие. Все определяется стоимостью заимствований и условиями, на которых инвесторы будут готовы их предоставить, – подчеркнул министр.
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».