С 1 марта вступят в силу два обновленных кодекса – Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (ПикоАП).
Мы пригласили обсудить эти законодательные акты авторитетных экспертов: начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Академии МВД Сергея Добрияна, члена Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей НС РБ Ирину Довгало, члена Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей НС РБ Виталия Уткина и начальника отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александра Шевченко.
– Почему возникла необходимость в изменении КоАП и ПикоАП?
Довгало И.: – Уже давно говорилось о необходимости привести действующие законы в соответствие с ритмом и образом жизни граждан. Мощный толчок дал Президент своим поручением, обозначив моменты, касающиеся либерализации данного законодательства. Проделана колоссальная работа многих ведомств – на разных этапах к ней подключались ученые, законодательные органы, прокуратура, МВД. Фактически все субъекты хозяйствования приняли в этом участие.
Уткин В.: – Основное действие данного системообразующего документа направлено на защиту прав человека. Летом прошлого года мы стали свидетелями попыток посягать на права граждан – свободу передвижения, свободу на труд и др. Важно подчеркнуть, что этот документ носит защитный характер для всех нас, граждан. Поскольку в новом кодексе также появляется глава в отношении несовершеннолетних, то его отличает еще и воспитательная, профилактическая направленность.
– При разработке этих документов вы опирались на международный опыт?
Уткин В.: – Конечно. Например, если взять меры ответственности, которые связаны с массовыми беспорядками и митингами, несогласованными с госорганами, то наш административный кодекс занимает куда более демократическую и щадящую позицию, чем многие зарубежные. Во Франции, скажем, если проводите без соответствующего разрешения массовое мероприятие, получаете суровое наказание – год лишения свободы и 15 тысяч евро штраф. А у нас в первый раз – штраф до 20 базовых величин, во второй – от 20 и выше. Белорусское законодательство отличает демократичность в отношении к человеку, направленность не на наказание, а на защиту.
Добриян С.: – Вся работа над этими документами строилась под девизом либерализации. Кара никогда не являлась целью административной ответственности. Поэтому на совещании у главы государства поставлена задача провести реформу законодательных норм, чтобы они стали понятными не только правоприменителям, но и простым людям. Предстояло избавиться от лишних норм, которые устанавливают повышенные запреты, поэтому достаточно много статей «ушло».
– Какие наиболее значимые новации появились в административном законодательстве страны?
Добриян С.: – В КоАП, к примеру, впервые введена категоризация административных правонарушений. Они разбиты на три группы: административные проступки, значительные административные правонарушения и грубые административные правонарушения. Это наложило отпечаток на формирование санкций административно-правовых запретов, позволило дифференцировать сроки, по истечении которых лицо считается не привлекавшимся к ответственности. Теперь, если человек совершает проступок, после уплаты штрафа он уже считается не привлекавшимся к ответственности. При значимом правонарушении этот срок составляет полгода, при грубом – год. В отношении несовершеннолетних эти временные промежутки уменьшены еще в два раза. То есть, даже совершив грубое правонарушение, по прошествии 6 месяцев он будет считаться не привлекавшимся к административной ответственности. Важно подчеркнуть – срок исчисляется не с момента совершения административного правонарушения, а с момента, когда лицо понесло установленную законом ответственность. К примеру, после того, как заплатил штраф, отбыл положенные сутки ареста и т.д.
Расширен круг деяний, по которым заявление становится основанием для начала процесса. Исключены институты, характерные для уголовного законодательства, –
соучастие и покушение на совершение административного правонарушения. Появилась самостоятельная глава о профилактических мерах. Это позволит не вешать ярлык правонарушителя на тех, кто впервые «оступился», а ограничиться мерами воздействия, которые не влекут негативных правовых последствий. Пересмотрели коренным образом каждую главу. Многие административно-правовые запреты, которые применялись редко или имеют гражданско-правовую природу, как то же самоуправство, исключены из КоАП. По отдельным составам пересмотрены санкции, мы снизили максимально размер штрафа для физического лица до 30 базовых величин, а раньше он был до 50.
Появились новшества в ПИКоАП. Скажем, ускоренный порядок ведения административного процесса. Словом, законодатели, как уже отметили мои коллеги, пошли по пути либерализации законодательства об административных правонарушениях.
Довгало И.: – Важный момент: существует база данных тех, кто привлекался к ответственности. Даже если срок истек, то при совершении нового нарушения по ней уже видно, что человеку когда-то давался шанс. Конечно, де-юре он не считается привлеченным, но де-факто его неправовой шаг зафиксирован.
Уткин В.: – Нужно обратить внимание на то, что именно является объектом посягательства при административном правонарушении – собственное здоровье граждан, общественная нравственность и порядок, экология и т.д. Здесь никак не задевается политическое мнение человека. Известно, что мать всегда защищала здоровье и покой ребенка, но, когда на массовых мероприятиях в прошлом году мы видели родителей с колясками, тем самым подвергавших опасности жизнь своих детей, – это ни в какие нравственные нормы не укладывается.
Шевченко А.: – Отмечу, что новые КоАП и ПИКоАП коснутся водителей и владельцев автомобилей. Усилена ответственность для тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии. Наказание здесь дифференцировано, в зависимости от степени опьянения. Новый документ дает нам возможность привлекать владельцев транспортных средств за мелкие нарушения, зафиксированные на камеры. Скажем, проезд на красный сигнал светофора, остановка за стоп-линией, езда по полосе, предназначенной для общественного транспорта. На сегодня законодательно можно привлечь к ответственности в таком порядке лишь за превышение скорости и нарушение правил остановки и стоянки. Нововведением является и то, что теперь за езду без техосмотра и страховки не всегда будет отвечать водитель. Если этот автомобиль принадлежит организации, то за подобные нарушения ответственность понесет не нанятый водитель, а непосредственно юридическое лицо.
Новый кодекс смягчил ответственность за ряд правонарушений. Раньше за них был предусмотрен штраф, а теперь на первый раз ограничатся предупреждением. Сюда относится, например, управление транспортным средством без техосмотра, ремня безопасности, нечитаемые номера, нарушение правил буксировки или невыставление знака во время поломки. Если водитель неоднократно игнорировал требования об остановке транспортного средства и вынудил инспекторов его преследовать, к нему применят административный арест.
– В обновленном КоАп введено новое взыскание – общественные работы...
Довгало И.: – Этот вид наказания стал резонансным, его широко обсуждают в соцсетях. Общественные работы будут налагаться судом и только с согласия лица, совершившего административное правонарушение. Новый вид административного взыскания касается только грубых административных правонарушений и применяется в качестве альтернативы административному аресту и штрафу. То есть человек, который не может его оплатить, дает добровольное согласие на выполнение общественных работ.
Добриян С.: – КоАП определяет, что общественные работы применяются только с согласия лица, на срок от 8 до 60 часов, и выполняются не более четырех часов в день. Порядок и места, где они будут проходить, устанавливаются решением местных распорядительных органов. В КоАП появилась также статья за уклонение от общественных работ. Она предусматривает штрафные санкции.
Довгало И.: – Безусловно, есть целый ряд непопулярных мер, но закон не красна девица, чтобы всем нравится. Ни в одной стране нет такого законодательства, чтобы оно устраивало буквально всех. При подготовке законопроекта КоАП и ПИКоАП приходило очень много предложений от наших граждан, и я выражаю им огромную благодарность за такую активность и неравнодушие.
Добриян С.: – Мы первые на постсоветском пространстве ввели меры профилактического и предупредительного характера в законодательство, закрепили их в КоАП. Да, о таких законотворческих инициативах говорят уже несколько лет, в том числе и в Российской Федерации, но именно наши парламентарии стали первопроходцами.
Для водителей, при обнаружении в их крови от 0,3 до 0,8 промилле, предполагается штраф в 100 базовых и лишение права управления авто на три года. Если степень опьянения выше, наказание – 200 базовых величин и пять лет оставаться пешеходом. Раньше максимальный срок лишения прав был три года.
Ангелина СВЕТЛОВА
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».