Друг Александр Запесоцкий называл его инопланетянином… Представляя в Минске новую книгу Вячеслава Семеновича «Человек. Деятельность. Культура», он говорил: «Один раз я видел, как Стёпину внимал огромный зал, заполненный докторами наук – человек 800 философов со всей страны. Элита философской мысли. Каждый сам по себе – личность. А выступающего слушали как мессию. Впечатление от этой картины незабываемое. Тогда я подумал, что подобное самозабвенное погружение массовой аудитории в мысль оратора вообще невозможно, когда на трибуне просто смертный». Но так было всегда…
Судьба разделила жизнь Вячеслава Семеновича на две почти равные части: минский и московский периоды. В Беларуси ему было комфортно работать и уютно жить. В России он вошел в научную элиту и получил мировое признание. За выдающиеся работы, которыми Стёпин обогатил науку, он был избран действительным членом Российской академии наук, стал лауреатом Государственной премии России, почетным доктором многих ведущих университетов, иностранным членом национальных академий Беларуси, Украины, а также ряда старейших академий мира. Коллеги два десятилетия подряд избирали его президентом Российского философского общества. Почти столько же он возглавлял Институт философии РАН, до последних своих дней был его почетным директором, заместителем академика–секретаря Отделения общественных наук РАН. Он один из самых известных в мире философов, имеет высочайшие рейтинги цитирования среди обществоведов.
Родился Вячеслав Семенович 19 августа 1934 года в российском поселке Навля Брянской области в семье учителей. В Минск для восстановления народного хозяйства сразу после демобилизации в 1946-м был направлен его отец, фронтовик Семен Николаевич Стёпин. После окончания с золотой медалью средней школы Вячеслав Семенович навсегда связал свою судьбу с философией, поступив в 1951 году на философское отделение Белорусского государственного университета.
Со студенческой скамьи Стёпин серьезно занялся научной работой. В университетских стенах закалился характер будущего ученого, проявилась стёпинская фундаментальность и стремление глубоко разобраться в исследуемой проблеме, умение аргументированно защищать научную позицию, его любознательность, черты настоящего полемиста.
К Вячеславу Семеновичу рано пришла известность. В 1974 году он успешно защищает докторскую диссертацию на тему «Проблема структуры и генезиса физической теории». Чуть позже основные идеи и методологические результаты были им опубликованы в фундаментальной монографии «Становление научной теории (Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики)». В этот период вокруг Стёпина формируется Минская методологическая школа. Благодаря ее успехам Белорусский государственный университет в те годы превратился во всемирно известный философский центр. Концепция теоретического знания, его структуры и генезиса, разработанная Вячеславом Семеновичем еще в «минский период», остается одной из самых содержательных и перспективных в области современной философии и методологии науки.
Коллеги и друзья Вячеслава Семеновича с восторгом вспоминают счастливые 1980-е годы, когда Стёпин возглавил кафедру философии гуманитарных факультетов Белорусского государственного университета. Он привнес туда творческую атмосферу, сформировал коллектив единомышленников. Помимо напряженной работы со студентами, аспирантами и докторантами, на кафедре стали готовиться и регулярно выпускаться коллективные монографии, оригинальная учебная литература. Кафедра стала базой для проведения круглых столов ведущего союзного академического издания «Вопросы философии», в которых участвовала философская элита того времени.
В 1987 году Вячеслава Семеновича приглашают в Москву и избирают директором Института истории естествознания и техники АН СССР. Через год ему доверяют ведущий академический центр по общественным наукам – Институт философии АН СССР. Последние три десятилетия работы Стёпина, очерчивающие его московский период жизни, были также насыщенными и плодотворными. Имя этого академика стало широко известно в мире, результаты его исследований активно использовали представители как гуманитарных, так и естественных наук. В кругах специалистов самой известной книгой Стёпина стала «Теоретическое знание», вышедшая в 2003 году. Этот фундаментальный труд издан за рубежом на нескольких языках
Все годы работы в Москве Вячеслав Семенович не терял связи с белорусскими учеными. По инициативе и под патронажем Стёпина в Минске неоднократно проходили крупные международные научные форумы, в том числе в октябре 2017 года – Первый белорусский философский конгресс, собравший многих известных ученых со всего мира. Он активно сотрудничал с БГУ, Институтом философии НАН Беларуси, другими университетами страны. Подарком судьбы стали незабываемые лекции профессора Стёпина для преподавателей и студентов факультета философии и социальных наук БГУ, философские диалоги и вечера поэзии.
Человек кристальной честности, порядочности, высокой культуры и личного обаяния, Вячеслав Семенович пользовался огромным авторитетом среди научной общественности и студенчества. Для научного сообщества он стал образцом ученого-интеллигента. На его долю выпало немало испытаний, но он сумел пройти их достойно, не запятнав свое доброе имя в науке, не позволив себе пойти на сделку с совестью.
19 августа академику В.С. Стёпину исполнилось бы 85 лет. Это был первый день рождения выдающегося философа, который мы отмечали после его смерти. Как и завещал Вячеслав Семенович, его прах был захоронен на Северном кладбище в Минске.
Александр ДАНИЛОВ,
член-корреспондент
НАН Беларуси
Так случилось, что последнее в своей жизни интервью академик Вячеслав Стёпин дал газете «7 дней» 5 апреля 2018 года. В нем, в частности, он сказал:
«Философия важна потому, что она может увидеть будущее цивилизации. Современной эпохе как никогда требуются новые мировоззренческие идеи. Неудивительно, что теперь философия становится востребованной практически. На мой взгляд, мы вступили в эпоху поиска новых ценностей, но они не будут заимствованы откуда-то извне и в готовом виде современной цивилизацией. Они должны вырастать внутри нее. Как у Гегеля, нечто в развитии порождает свое иное».