В Минске проходит I Форум регионов двух стран – Узбекистана и Беларуси. Мероприятие приурочено к приезду в белорусскую столицу Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Визит ответный. В сентябре 2018 года Александр Лукашенко уже посещал эту страну Центральной Азии с официальным визитом. Сегодня на встрече лидеров двух государств будут рассмотрены итоги достигнутых в Ташкенте договоренностей и намечены перспективы дальнейших двусторонних контактов.
Успешность отношений стран определяют торгово-экономические связи. Показательным для многих предприятий Беларуси стал нынешний год. Например, выросли поставки техники Минского автозавода, заново открывшего рынок Узбекистана. Транспортные предприятия этой страны получили 180 новеньких автомобилей на $18 млн (в прошлом – лишь на $2 млн)
Причина роста – проведение Минским автомобильным сертификации продукции по климатическим условиям. Наши МАЗы подтвердили свое высокое качество.
– Товарооборот Беларуси и Узбекистана по итогам 2019 года может составить около $500 млн, а в ближайшие годы – не менее $1 млн, – заявил журналистам заместитель премьер-министра Узбекистана Эльер Ганиев.
Главной темой пленарного заседания форума стало обсуждение будущего сотрудничества регионов как ключевого фактора развития отношений между двумя странами. На тематических секциях шел разговор о развитии промышленной кооперации, агропромышленного комплекса, взаимодействия в гуманитарной, информационно-коммуникационной и научной сферах.
Как отметил заместитель министра экономики и промышленности страны Сахиб Саифназаров, сумма коммерческих контрактов, которые узбекская сторона намерена подписать в ходе нынешнего визита, составит не менее $200–300 млн.
Ставка делается на глубокую кооперацию. При этом Беларусь и Узбекистан намерены переходить от создания отверточных конвейеров к глубокой локализации совместных производств.
Кстати, секция форума, обсуждающая уровень кооперации двух государств, проходила на базе Минского тракторного завода, в продукции которого заинтересованы узбекистанские предприятия. Там же и прошли переговоры о производстве в Узбекистане тракторов с глубоким уровнем локализации. Планируется в будущем выходить с этой продукцией на рынки третьих стран – в Афганистан, Пакистан.
Также наши партнеры намерены увеличить уровень механизации животноводческой отрасли. Уже подготовлен проект соглашения с «Гомсельмашем». В планах – наладить выпуск в Узбекистане широкой линейки уборочной техники.
Узбекистанцы заинтересованы в том, чтобы эти соглашения были продолжительными. Одновременно идет согласование подготовки кадров на базе белорусских заводов.
Ведутся переговоры и по проектам, которые намерен реализовать в этой азиатской стране «Амкодор».
– У нас большие возможности для кооперации, – заявил председатель Комитета законодательной палаты Олий Маджлиса Илхом Абдуллаев на полях I Форума регионов. – Так как Узбекистан – одно из ключевых государств Центральной Азии, мы могли бы быть хабом белорусской продукции для поставки ее на весь регион. В свою очередь Узбекистан заинтересован в транспортно-логистической инфраструктуре, которая имеется в Беларуси, – добавил парламентарий.
Его поддержал вице-премьер Эльер Ганиев:
– Это одна из наиболее интересных тем. Мы работаем здесь с двух сторон. Я думаю, у нас большие возможности.
Партнеры также заинтересованы в продовольственном экспорте. Товарооборот сельскохозяйственной продукции и продуктов питания между Беларусью и Узбекистаном в 2018 году вырос практически на 60% и достиг $30 млн. Беларусь поставляет в Узбекистан мясо птицы, говядину, молочную продукцию, а также сахар, кондитерские изделия, бакалею.
В прошлом году начались поставки крупного рогатого скота белорусской селекции, в этом году – лошадей.
Узбекские коллеги совместно с Белплемживобъединением разрабатывают концепцию создания в Ташкентской области селекционно-генетического центра. Узбекистан хочет научиться у нас создавать новые засухоустойчивые и высокоурожайные сорта картофеля. Первые шаги в сфере селекции белорусские и узбекские ученые уже сделали. В кооперации с НПЦ Национальной академии наук Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству в Ташкентской области проводятся технологические испытания восьми сортов картофеля и 20 сортов овощных культур.
Совместный проект реализовывают Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси и Институт ботаники Академии наук Узбекистана. Его цель – оценка состояния растений, в том числе сортов пшеницы, с помощью ДНК-штрихования.
– Мы видим необходимость в реализации проектов по промышленной кооперации, созданию новых производственных цепочек для выпуска высококачественной конкурентоспособной и востребованной продукции с высокой добавленной стоимостью, – сказал председатель Комитета по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма Сената Олий Маджлиса Узбекистана Алишер Курманов.
Жители этой страны также хотели бы распространять у себя наш аграрный опыт в производстве молока. Молочно-товарный комплекс на 1 тыс. голов дойного стада по белорусским технологиям поможет построить ОАО «Здравушка-милк» своим партнерам в Ташкентской области. По белорусскому проекту планируется создать там и перерабатывающий цех, который станет выпускать цельномолочную продукцию по белорусским технологиям. Будут поставлены оборудование и племенной скот.
На форуме подписан ряд контрактов и договоренностей. Успешными можно назвать переговоры по созданию совместных фармпроизодств. «Белфармпром», агентство по развитию фармацевтической отрасли при Минздраве Узбекистана и узбекское ООО Fagusal подписали договор о создании совместного предприятия по производству лекарств, которые будут поставляться не только на внутренний рынок, но и в страны Центральной Азии. Проект уникален тем, что на этой площадке будет изготавливаться номенклатура от всех ведущих белорусских предприятий, которые сейчас осуществляют прямые поставки из Беларуси в Узбекистан. Так наши производители планируют нарастить свое присутствие на узбекском рынке.
– Главное – обеспечить лекарственную безопасность хорошего партнера, Узбекистана, где пока те позиции, которые мы отгружаем, не производятся, – подчеркнул и.о. гендиректора «Белфармпрома» Виктор Шеин.
Фото Максима ГУЧЕКА, БЕЛТА
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».