Как-то председатель колхоза «Лань» Несвижского района Владимир Дидевич, зная тайную мечту младшего сына Александра стать фотографом, привез ему из Минска фотоаппарат. А к нему – еще и фотоувеличитель, «химию» для проявки, пленки, кассеты для пленок – все, что посоветовал мастер из несвижской фотомастерской. Саша был на седьмом небе от счастья! И осуществил мечту.
Он сразу начал фотографировать. Братьев, отца, маму, друзей, одноклассников, родную деревню, окрестности небольшой, но стремительной реки Лань. Односельчане часто видели этого кудрявого мальчишку с фотоаппаратом. Главным вдохновителем его фотоопытов была, конечно, волшебная природа Несвижчины. Не зря Радзивиллы выбрали местом строительства своего родового поместья несвижские земли!
И когда друзья пред выпускными думали-гадали, какую профессию выбрать, Александр уже знал ответ: его дело – фотография.
– Поступил в ГПТУ-12, что на улице Казинца, где сегодня лицей, – рассказывает Александр Владимирович. – Учиться было, конечно, интересно, но очень хотелось заняться реальным делом.
Ждать пришлось недолго. После учебы Александра Дидевича распределили на родину. Здесь, в фотомастерской Несвижа, он основательно закрепил знания по созданию фотопортрета, научился видеть в каждой фотомодели ее изюминку, свет, идущий изнутри. Но больше всего, конечно, было рутинной работы – сделать фото на документы. Как в фотомастерской без этого?
А через полгода Александр отправился покорять Минск. И не куда-нибудь, а сразу в БЕЛТА, которое тогда было республиканским отделением знаменитого ТАСС — Телеграфного агентства Советского Союза!
Главный редактор фотохроники БЕЛТА Николай Василевский посмотрел фотографии, сделанные Дидевичем, поговорил с ним и понял, что определение «молодо – зелено» – это не про Александра.
– Возьму в штат! – пообещал Николай Константинович. – Только приходи в апреле – переезжаем в новое здание на Кирова, 26. Там вот-вот закончат ремонт.
– Вот так с 16 апреля 1975 года я пришел в Белорусское телеграфное агентство, – рассказывает Александр Владимирович. – Признаюсь, в первое время робел. Ведь тогда в фото-
хронике агентства работали такие мастера фотографии, как Петр Новаторов или прошедший с «лейкой» войну фотокорреспондент Владимир Лупейко. Мне было у кого учиться.
Я работал вначале мастером фотопроизводства, потом бригадиром фотолаборатории, где трудилось до 20–30 человек.
Фотографировали все самые важные события, проходившие в столице республики. Утром курьер по газетам развозил фотоснимки. Лучшие, конечно, отправлялись в Москву.
– Часто в Минск приезжали сотрудники из московского офиса ТАСС, – вспоминает Александр Владимирович. – С ними выезжали в регионы – целыми бригадами. Три-четыре фотокорреспондента и один пишущий журналист.
Газеты в 70-80 годы прошлого столетия пользовались большим спросом. В республиканских и областных городах они вывешивались на специальных стендах, в самых людных местах, – на площадях, вокзалах, у проходных. Там можно было видеть фоторепортажи и фотоиллюстрации к статьям, сделанные фотокорреспондентами Белорусского теле-графного агентства.
– Конечно, не в деньгах счастье, но тогда фотокорреспонденты БЕЛТА неплохо зарабатывали. С учетом гонорара – 250–300 рублей, а средняя зарплата по стране тогда была 100–120 рублей, – вспоминает фотомастер.
Так что в то время Александр Дидевич был завидным холостяком. Свою вторую половинку, учительницу младших классов Ирину, он встретил в 33 года на своей малой родине – в одной из несвижских школ.
Сочетались браком Александр и Ирина в Минске, в городском Доме бракосочетаний – самом респектабельном в то время загсе. Кстати, в драматичный для СССР и, в особенности, для Беларуси день – 26 апреля 1986 года. Тогда произошла авария на Чернобыльской АЭС. Конечно, молодожены об этом не знали – для них это был самый счастливый день.
Брак оказался удачным. Ирина и Александр вот уже более 30 лет вместе. У них двое детей – сын Александр и дочь Ольга. У каждого из них уже свои дети. Так что Александр Владимирович счастливый дедушка четверых внучат – двух девочек Лизы и Яны, а также двух мальчиков – Диниила и Марка.
– Фотохроника в годы моей работы пережила не одно «переформатирование», – вспоминает Александр Владимирович. – Первое случилось после развала СССР.
...Когда Беларусь стала суверенным государством, БЕЛТА превратилось в самостоятельное информационное агентство. В свете новых задач оно, говоря современным языком, оптимизировало свой коллектив. В фотохронике остались активные и талантливые. В 90-е годы ХХ века и 2000-е рядом с Александром Дидевичем работали такие известные фотожурналисты, как Владимир Витченко, Евгений Козюля, Аркадий Николаев, Геннадий Семенов, Владимир Шуба, Александр Толочко, Лолий Македонский (смотрите на фото в центре). После расформирования АПН в БЕЛТА пришли Владимир Межевич и Юрий Иванов. В своих снимках они запечатлели историю важных перемен в жизни страны.
...В 2000 годы в фотоделе произошла технологическая революция. На смену пленке пришла цифра, которая отправила в небытие фирму Kodak и заставила заменить старые фотоаппараты на цифровую технику. Для фотохроники БЕЛТА также наступило новое время. Проблемы перехода не было. Наоборот, с технологической революцией у фотомастеров появилось больше возможностей сделать снимок качественнее, интереснее.
У каждого фотокорреспондента была своя специализация, свои темы. Но когда проходили мероприятия республиканского масштаба, приезд высоких гостей или проведение важных фестивалей, соревнований, – работать «в поле» выходили все.
Кроме столичных фотосъемок Александр Дидевич отвечал за освещение всех важнейших событий Минской области. Его хорошо знали столичные губернаторы, председатели рай-
исполкомов, председатели многих хозяйств Минщины.
С годами Александр совершенствовал свое мастерство. Снимки детей и людей труда, сделанные нашим героем во время командировок по Минской области, не раз можно было видеть на популярных в последние 15 лет бигбордах.
Не могу не отметить и то, что Александр Владимирович – добрейшей души человек. Я много с ним ездила по стране. В каждой из командировок видела, как на него реагируют и его давние знакомые, и новые, только что встреченные нами герои его фотосессий.
Глядя на этого большого, доброго человека, терпеливо объясняющего, как должен повернуться, улыбнуться, пройти перед камерой очередной герой репортажа, нельзя не улыбнуться. А уж как сами фотографируемые его слушались! И были счастливы оказаться на снимке для истории, сделанном Мастером!..
Помнить прошлое, ценить предков. На этой патриотической волне в Беларуси в 90-е годы было принято решение начать сбор материала и издание фолиантов под названием «Книга памяти» – по одной книге на каждый район. Лучшего памятника своей малой родине нельзя было и придумать. Часть из них было поручено издать БЕЛТА. Фотохроника отвечала за фотоиллюстрации. Вспоминает Александр Дидевич:
– Больше всего мне пришлось поработать на создание Книг памяти Слуцкого и Белыничского, других районов страны и Минска. Работа была проведена колоссальная, но было очень интересно.
Александр принял участие еще в одном большом проекте газеты «7 дней» – «Регион, события, люди». Начиная с 2004-го за четыре года вместе с заместителем редактора газеты «7 дней» Германом Москаленко Александр Дидевич объехали почти все районы Беларуси. Эта небольшая команда подготовила массу материалов, рассказывающих о том, чего достигла белорусская глубинка, какими проблемами и заботами живут наши соотечественники. Сегодня их вполне можно считать золотым фондом истории малой родины, которая сохранилась в архивах газеты «7 дней».
…Год назад Александр Дидевич вышел на пенсию. Но от БЕЛТА, как говорится, не оторвался – остался работать в агентстве по договору. Его работы и сегодня можно видеть на нашем сайте.
– Не могу без фото – все время тянет снимать, если вижу потенциально хороший кадр, важную тему, – говорит он.