С 3 августа вступает в силу новая редакция закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Министерство антимонопольного регулирования и торговли получает новые рычаги воздействия на участников рынка и сможет эффективнее обеспечивать интересы как потребителей, так и добросовестных продавцов. Давайте разберемся, что нового появилось в законе и как эти требования отразятся
на ситуации в экономике.
Новым законом предусмотрены превентивные и разъяснительные меры реагирования антимонопольного органа на возможные нарушения антимонопольного законодательства. Такими мерами являются предостережение и предупреждение. «Превентивные меры позволяют пресекать нарушения без длительного процесса антимонопольного расследования, – пояснила начальник юридического управления МАРТ Татьяна Парейко. – Нормы закона заработают с 3 августа, и думаю, что мы будем достаточно широко пользоваться новым инструментом».
Действительно, нынешний механизм антимонопольного расследования предусматривает скрупулезное и длительное рассмотрение имеющихся фактов для установления истины. Так же происходит и в мировой практике – для того, чтобы доказать тот же ценовой сговор, регулирующим органам зачастую требуется и полгода, и год, и более. А этого времени у потребителей нет – отреагировать на ситуацию на рынке необходимо как можно раньше! В качестве примера можно привести недавний случай резкого повышения цены на мясо птицы. МАРТ сейчас расследует ситуацию, подозревая ценовой сговор как минимум 10 отечественных производителей. По новому закону до завершения расследования субъект хозяйствования можно будет предупредить о нарушении. И если он не прислушается к предупреждению, за невыполнение решений антимонопольного органа будет нести административную ответственность.
Начальник отдела методологии антимонопольного регулирования и конкуренции МАРТ Ольга Королькова уточняет, что предупреждение выдается для быстрого, эффективного и добровольного устранения уже имеющихся ограничений конкуренции. Это предусмотрено при возможных признаках нарушения конкуренции. При этом под нарушением конкуренции подразумевается как злоупотребление субъектом хозяйствования своим доминирующим положением на рынке, так и совершение госорганом антиконкурентных действий либо издание им антиконкурентных актов.
Важный нюанс новой законодательной нормы заключается в том, что если субъект полностью выполнит предписание, которое содержится в предупреждении, он освобождается от достаточно больших административных штрафов.
А предостережение, как пояснила Ольга Королькова, выдается, чтобы не допустить действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Основанием для его выдачи могут стать публичные выступления представителей юрлиц в СМИ.
Кроме того, отметим, что нормы закона теперь будут распространяться помимо юридических лиц также на некоммерческие организации, ассоциации и союзы и на физических лиц, которые умудрятся нарушить антимонопольное законодательство.
Предусмотрены изменения, касающиеся института контроля за экономической концентрацией. Закон устанавливает четкий перечень действий, которые относятся к экономической концентрации и которые таковой признаваться не будут.
Перечень действий, относящихся к экономической концентрации, по сравнению с предыдущей редакцией закона, стал шире. Контроль будет не только за сделками с акциями, но и с имуществом – то есть основными средствами и нематериальными активами. При этом увеличены пороговые значения балансовой стоимости активов со 100 до 200 базовых величин и выручки – с 200 до 400 базовых величин. Превышение этого размера при заключении сделки приводит к необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа на экономическую концентрацию. Увеличение пороговых значений в два раза позволит исключить ненужные согласования незначительных сделок.
Новым законом конкретизированы методы для установления факта монопольно высокой либо низкой цены. Первый – это метод сопоставимых рынков, при котором сравнивается цена на товар доминанта с ценой на аналогичный товар в другом регионе либо за пределами страны. Другой метод – затратный, при котором сравнивается цена товара доминанта и экономически оправданных расходов на его производство и реализацию товара с учетом получаемой доминантом прибыли.
Интересный нюанс – в новой редакции закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» вводится запрет на имитацию чужого фирменного стиля.
Так, введен запрет на копирование или имитацию фирменного стиля, который отличает конкурента и его товар, что может привести к смешению в глазах потребителя конкурентов либо реализуемых ими товаров. Имеется в виду имитация фирменной одежды продавцов, оформления торгового зала, витрины. Таким образом, если один производитель разработал фирменный стиль, вложил средства в его продвижение, а второй хочет воспользоваться результатами чужой работы, то отныне МАРТ отреагирует на этот случай и определит, есть ли здесь признаки недобросовестной конкуренции. «Когда есть запрет на имитацию, можно будет обратиться в антимонопольный орган, и данный факт будет рассмотрен», – отметила Ольга Королькова.
Кроме того, запрещается вводить в заблуждение относительно места нахождения производителя товара – это нарушение встречалось, например, при проведении государственных закупок.
Законом также впервые введены запреты на действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции при закупках товаров.
Кроме того, в новой редакции закона внедрены нормы, позволяющие противостоять диктату одного или нескольких покупателей на рынке – так называемому монопсоническому положению и, прежде всего, запрет на монопсонически низкие цены при закупке товара.
Гармонизированы также подходы с Договором о ЕАЭС по запретам на картельные соглашения, то есть соглашения между конкурентами на рынке, а также согласованные действия субъектов и вертикальные соглашения.
Помимо этого, детализирован перечень форм недобросовестной конкуренции. Установлен также отдельный процессуальный порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, принятия решений, выдачи предписаний, порядок и сроки обжалования и решений, и действий антимонопольного органа.
«Закон основан на правоприменительной практике, учитывает специфику формирования внутренних экономических отношений, обязательства Беларуси по Договору о ЕАЭС, общемировой опыт регулирования отношений в сфере антимонопольного законодательства», – резюмировала, комментируя новации в законе, Ольга Королькова.
А с точки зрения покупательского интереса, новая редакция закона в первую очередь позволит МАРТу более оперативно и действеннее реагировать на ценовую ситуацию на рынке, что, безусловно, является для нас новшеством со знаком «плюс».
Комиссия МАРТ по установлению факта наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в первом полугодии рассмотрела уже 62 материала.
В 38 случаях было зафиксировано отсутствие нарушения закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», но было уже установлено и 12 фактов, когда требования законодательства игнорировались.
Из них два факта касались запрета на злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, а один – запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения. В четырех случаях нарушался запрет на недобросовестную конкуренцию, в пяти – запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия, соглашения и согласованные действия госорганов.
По результатам антимонопольных расследований составлен 31 протокол об административных правонарушениях в сфере антимонопольного регулирования, выдано 14 предписаний, сумма штрафных санкций составила 52,7 тыс. рублей.
Для оценки уровня монополизации специалисты МАРТ провели анализ 33 товарных рынков. В результате этой работы в госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включено 153 хозяйствующих субъекта. При этом 31 субъект из госреестра исключен. А в госреестр субъектов естественных монополий включены три хозяйствующих субъекта, а исключено – шесть.
Тимофей КОНЕВ
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».