До сих пор не утихают дискуссии о том, кто покоится в урочище Курапаты: расстрелянные сотрудниками НКВД осужденные, или казненные фашистами и их прислужниками граждане, или и те и другие… Каждая сторона приводит аргументы в свою пользу, и это естественно: подобные события, происходившие в обстановке строгой секретности много десятилетий назад, редко когда в истории имеют однозначную трактовку.
Но одно дело, когда это просто дискуссия и аргументированный спор среди историков и общественности. Примечательно другое: на этой волне началась очередная волна акций среди тех, кто в очередной раз не постеснялся использовать в качестве пиар-трибуны место всеобщей памяти и скорби. Что же происходит в Куропатах? Своим мнением поделился доктор исторических наук депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорь Марзалюк.
– Куропаты давно стали местом людской скорби и памяти. Параллельно с этой аксиомой распространяется ряд мифов, которые ничего общего с реальными историческими событиями не имеют. Например, якобы это место геноцида белорусского народа. Абсолютный вымысел: там расстреливали как врагов народа не только этнических белорусов, но и этнических русских, этнических поляков, евреев и других. Были среди них и партийные работники, и командиры Красной Армии. Это общая боль народов бывшего СССР, и она не делится на красных, бело-красно-белых или каких-либо еще цветных. В Куропатах покоится много ярких представителей и еврейской интеллигенции. К слову, Минск до 1937 года воспринимался не только как столица БССР. В 1920-х и первой половине 1930‑х Беларусь имела уникальную структуру. Я не знаю ни одной советской республики, где надписи бы делались на четырех языках: по-русски, по-белорусски, по-польски и на идиш. Все, кто хотел, развивали свою культуру. В связи с этим особо еще раз подчеркиваю: в Куропатах лежат люди разных национальностей и разных социальных групп. И называть происходившие там события геноцидом лживо и некорректно.
Еще один миф: во всем виноваты восточные соседи, с которыми Беларусь воюет чуть ли не с эпохи палеолита. В этой связи вся история республики представляется как борьба свободного западноевропейского народа с перманентным восточным агрессором. События трехсотлетней давности криво проецируются на современность, а «враг» наделяется какими-то странными свойствами… Самое страшное, что на этом фоне пытаются представить так называемых коллаборационистов чуть ли не друзьями и спасителями народа. Но посмотрите: эти пикетчики не сосредотачивают свое внимание на жертвах нацизма. И понятно почему. Потому что для радикальных активистов героями Великой Отечественной являются всякие витушки, кушели и островские – те, кто во время оккупации приносил присягу Гитлеру. И, кстати, присягой все не ограничивалось: есть документы, которые свидетельствуют, например, об участии так называемого «сьвядомага» белорусского 13-го батальона вспомогательной полиции СД в охране концлагеря в деревне Колдычево. Это символ преступлений белорусских националистов, которые носили эсэсовскую форму.
Теперь непосредственно о том, что и кто накаляет обстановку в Куропатах в последнее время. Как возник конфликт? Раньше охранная зона Куропат была значительно большей, около 200 метров. Это была временная зона, и при этом печально известный новый ресторан стоит от Куропат примерно в 100 метрах. Но позже определили другую охранную зону, около 50 метров. В связи с этим «активисты» подчеркивают, что соответствующий документ об этом подписан замминистром культуры, но при чем тут она? Охранной зоной непосредственно занимались специалисты и эксперты – вот с них надо и спрашивать. И если историческая справка по первой охранной зоне составлена добротно и профессионально, то вторая справка не выдерживает никакой критики. Составлял ее один индивидуальный предприниматель, архитектор по образованию. Его и наняли, чтобы разработать документацию. Он, поверьте, все прекрасно знает об истории Куропат, но почему-то никто не идет пикетировать его офис, не странно ли? Но он не государственный чиновник, и так называемые «активисты-пикетчики» не имеют никакого права спекулятивным методом обвинять государство якобы в том, что ему безразлична судьба Куропат! Государство, кстати, вместе с общественностью, занимается организацией и обустройством мемориала в памятном месте, а чем занимаются недовольные «активисты»? Видимо, монтажом следующих серий для своих идейных и финансовых покровителей.
Некоторые, так сказать, «активисты-радикалы» пытаются выжать из ситуации максимум: им нужен скандал. Цель очевидна: показать, что якобы власть чуть ли не ненавидит своих граждан, не чтит память репрессий. Ради этого провоцируются конфликты, пикетчикам очень хочется, чтобы милиция разогнала их дубинками, затолкала в автозаки и все это транслировалось на весь мир. Кто-то хочет, чтобы Беларусь предстала перед мировым сообществом дикой и пещерной страной, забывшей свою историю. Разжечь конфликт и завести в тупик людей – вот их кредо. И это люди, которые, как они считают, занадта «сьвядомыя?» Старый избитый ход, который с каждым разом все менее и менее эффективен: мировая общественность сегодня имеет массу возможностей убедиться в обратном.
С «главными» действующими лицами куропатских «спектаклей» разобрались, но хотелось бы подвести некоторый итог по главной теме. Повторюсь: когда мы думаем о Куропатах, то помним, что там покоятся и христиане, и иудеи, и коммунисты, и простые беспартийные люди. Поэтому было бы, на мой взгляд, уместным учесть это в проекте мемориала в урочище, отобразив на памятнике символы разных религий и народов.
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».