В прошлом году компания Stadler стала победителем конкурса на поставку в Санкт-Петербург трамваев двустороннего движения. Контрактом предусмотрена поставка в общей сложности 23 трамвайных вагонов типа «Метелица». Эксплуатироваться они будут в северной столице под брендом «Чижик» – так будет называться и вся трамвайная сеть, и сами трамваи, которые позиционируются как быстрый, безопасный и социальный вид транспорта. Об особенностях нового проекта газете «7 дней» рассказал директор ЗАО «Штадлер Минск» Филипп Бруннер.
– Многие сегодня задаются вопросом: что за новый и красивый трамвай появился в Минске, и почему он ездит без пассажиров?
– Этот трамвай создан для наших заказчиков в Санкт-Петербурге, где нами был выигран конкурс на поставку. В Минске он проходит испытания в городских условиях эксплуатации. В Фаниполе он был сконструирован, сейчас полным ходом идет производство. Однако здесь, на предприятии, ограничена протяженность испытательного пути – 1800 метров. Мы договорились с «Минсктрансом», чтобы провести испытания машины в условиях городской инфраструктуры.
– В чем заключается главная отличительная особенность новой разработки?
– Она по-своему очень специфична и уникальна, это самый длинный трехсекционный трамвай такого типа во всех странах СНГ – 33,45 метра.
– Впечатляет пассажировместимость – около 400 человек!
– Да, и по этому параметру наш продукт имеет прекрасные показатели. Но 400 человек – максимальная загрузка. Не стоит забывать, что есть определенные нормы, которые устанавливают загрузку людьми транспортного средства (чел./м²). Наш трамвай может выдержать и большую нагрузку, но насколько это будет комфортным для пассажиров? Поэтому мы соблюдаем действующие в государстве нормы, делая транспорт с учетом возможности создать максимальный комфорт и безопасность для пассажиров.
– Эксплуатируются ли в Европе трамваи такого типа, или это абсолютно новая разработка?
– Абсолютно новая. У компании большой опыт в этой области: во многих европейских городах эксплуатируются наши трамваи, и в каждом городе они по-своему очень специфичны, сделаны с учетом требований и особенностей своего региона и заказчика.
– Какие специалисты принимали участие в разработке новой модели?
– В большей части – белорусские, это наш конструкторский отдел, их вклад – 85-90%. Можно смело сказать, что этот трамвай не только белорусского производства, но и белорусской конструкции и разработки.
– Что отличает новый трамвай в плане комфорта для пассажиров?
– В нем реализованы все основные и необходимые современному пассажиру опции: USB-разъемы для зарядки гаджетов и телефонов, стандартные розетки 220В для ноутбуков и других «девайсов», возможность подключаться к интернету по Wi-Fi. Удобное расположение сидений, качественный интерьер и эргономика, система кондиционирования салона, видеонаблюдение – все сделано для комфорта и безопасности пассажиров. Еще одна отличительная особенность состоит в том, что трамвай комфортен не только для пользователей, но и для окружающих: особенности и уникальность конструкции позволили сделать его очень «тихим» в работе, а это, согласитесь, немаловажно в больших городах.
– Какова степень локализации производства новой разработки, много ли в ней белорусских комплектующих?
– Достаточно много. Например металл, из которого делаются вагоны, стеклопластик, элементы внутренней обшивки и отделки, поручни, пульт управления с кнопками и прочее – от белорусских поставщиков и прекрасного качества. Но зачастую заказчик сам выбирает комплектующие, поэтому мы реализуем его выбор. В принципе, мы способны производить трамвайные вагоны в Беларуси с 80%-й локализацией, если этого пожелает заказчик.
– Высокая степень локализации предусматривает значительное снижение себестоимости?
– Да, но это только в том случае, если комплектующие будут соответствовать нашим стандартам, а они очень строгие. Нет смысла снижать цену, если с ее уменьшением снижается надежность. Надежность и безопасность – самое главное в нашей продукции.
– Что можно сказать о первых результатах испытания в Минске?
– Трамвай очень органично вписался в городскую инфраструктуру. Но, как вы понимаете, при испытаниях новых моделей всегда находятся какие-то ошибки или недоработки – все дело в степени их серьезности. Если судить по количеству, то немало – специальное программное обеспечение бдительно фиксирует и анализирует их. По серьезности – ничего существенного, что напрямую касалось бы безопасности или неисправности всех узлов и систем. В целом можно сказать, что испытания проходят успешно: первые шесть вагонов планируется отправить заказчику до конца 2017 года.
– Сможет ли такой трамвай полноценно трудиться на минских улицах?
– Ответ на этот вопрос предусматривает более глубокий и всесторонний анализ всех параметров минской инфраструктуры, но в целом можно сказать, что сможет: рельсовое полотно, контактная сеть и ее мощность вполне соответствуют требуемым условиям. Очень рады, что минчане и гости города, пользуясь случаем, смогут вживую посмотреть на нашу технику, и я уверен – она им понравится. Мы с гордостью осознаем, что стали значимой частью экономики Беларуси.
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».