Вопрос обеспечения безопасности на транспорте приобретает все большую актуальность – постоянно растущий пассажиропоток ставит перед отраслью непростые задачи. Современные системы видеонаблюдения – наиболее эффективный способ контролировать ситуацию в режиме реального времени. В случае любых происшествий видеозаписи, полученные при помощи этих систем, зачастую смогут стать единственными и беспристрастными свидетелями.
Сейчас на транспортных средствах государственного предприятия «Минсктранс» установлено 375 видеосистем. в мае этого года было приоб- ретено 50 комплексных систем видеонаблюдения, позволяющих контролировать ситуацию не только внутри салона, но и снаружи транспортного средства – ими уже оборудова- ны 25 автобусов и 25 троллейбусов. Корреспондент «7 дней» отправился на предприятие, чтобы узнать все особенности новой системы.
Вот что мы увидели. Одна камера установлена в кабине водителя, одна – снаружи салона, две – непосредственно в салоне транспортного средства. Еще одно принципиальное отличие новых комплексных видеосистем состоит в том, что видео- и аудиоинформация не только записывается, но и в режиме реального времени передается в Центр управления движением. В течение третьего квартала текущего года предприятие планирует приобрести еще тысячу комплектов. Об особенностях новой системы рассказал начальник управления безопасности движения ГП «Минсктранс» Константин Гололобов.
– Новая система видео- наблюдения дает возможность контролировать обстановку впереди транспортного средства, что позволит оперативно разбираться с ДТП, наблюдать правый борт (посадка-высадка пассажиров, подъезд к остановочному пункту, отъезд от него, работа дверей), ситуацию в салоне, а также действия водителя во время управления машиной (курение, разговор по мобильному телефону, провоз в кабине постороннего), – объясняет Константин Сергеевич. – Кроме того, принято решение устанавливать камеры на крышевом оборудовании троллейбусов. Это дает возможность фиксироватьслучаи повреждения контактной сети: что произошло, какая была скорость во время движения, как проезжались спецучастки, почему произошел отрыв токоприемников или обрыв контактного провода и так далее. Система осуществляет и аудио- запись, которая демонстрирует общение водителя с пассажирами. Видеокамеры, установленные в салоне транспорта напротив дверей, отслеживают действия пассажиров при входе в транспортное средство и их поведение во время движения.
Максимальный эффект, по мнению Константина Сергеевича, транспортники ждут от камеры, устанавливаемой на правом борту транспортного средства: в «Минсктранс» постоянно поступают жалобы на неправильный подъезд к остановкам, зажатие дверями пассажиров при посадке и высадке, на то, что водитель не подождал пассажира и т. д. Сейчас система видеонаблюдения позволит посмотреть, где находился человек в тот момент, когда его якобы не подождал водитель, или кто виновен в том, что пассажира зажало дверями.
Новая система предусматривает передачу данных в режиме онлайн, что дает возможность быстрого разбора того или иного происшествия. Кроме того, имеется возможность удаленно зайти в архив и увидеть не только последствия, но и «перемотать» назад для оперативного анализа произошедшего.
А чтобы для пассажира не было неожиданностью, что за ним кто-то наблюдает, принято решение на входе, напротив каждой двери транспортного средства, размещать таблички с информацией о том, что в салоне работает система видеонаблюдения. Это будет способствовать повышению дисциплины не только в отношении оплаты проезда, но и заставит серьезно задуматься, надо ли портить, например, сиденье, стекло или другие элементы салона, совершать иные противоправные действия.
Дмитрий ШАМКО
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».