Интересный факт: бывая в качестве туристов в зарубежных странах, мы стараемся посетить как можно больше достопримечательностей, узнать историю каждого храма, памятника, сооружения. Но вот в своем городе почему-то дух приключений в нас угасает. То времени нет посетить музей, то откладываем поход на другой раз... А ведь вначале неплохо бы узнать свою родную землю, а уж потом отправляться за впечатлениями в дальние края! Вот и мы отправились в открывшийся недавно Музей минской конки за новыми впечатлениями. А помогла нам ведущий научный сотрудник Музея истории города Минска Лидия Маркович.
Переступаю порог музея и тут же останавливаюсь: прямо на меня смотрит строгий мужчина, облаченный в одежду прошлого столетия. Потребовалось время, чтобы понять, что это манекен в форме служащего минской конки (управляющего). Браво творцам! Так натурально смогли передать мимику, вены на руках, неровности кожи...
«О, с нашим мужчиной многие здороваются и за билетиками к нему идут. Пора уже ему имя давать», – улыбаясь, сказала кассир музея.
Чтобы описать все предметы в музее, к сожалению, не хватит газетной полосы, да и видеть это надо самим, поэтому остановлюсь лишь на некоторых экспонатах.
Центральный экспонат – реконструкция конного вагона. В него можно зайти и совершить виртуальную поездку по городу. Путешествие в конном вагоне проводит кондуктор-манекен, который встречает гостей с билетиками у ступеней вагона. Во время поездки можно сделать остановку и заглянуть в витрины рубежа XIX-XX веков – магазин «А. М. Левинъ», аптеку Староневича.
– Мы не случайно выбирали именно эти объекты. Они находились по пути следования вагонов. Магазин «А. М. Левинъ» имел достаточно широкий ассортимент товаров. Поэтому нам было легче подобрать предметы, которые пользовались спросом в то время: одежду, обувь, бытовые вещи. Аптека интересна большим количеством аптечной посуды, которую нам подарили горожане, а некоторые пузырьки мы выбрали из археологических раскопок, проводившихся как раз на улице Кирилла и Мефодия, – отметила Лидия Геннадьевна.
Замечаю под ногами (именно под ногами!) еще один экспонат. «Это те фрагменты рельс, по которым ездила когда-то конка. Был вопрос, как их экспонировать. Согласились, что рельсы должны находиться на земле, но никак не быть подвешенными или приставленными. Это уже не то», – пояснила научный сотрудник.
Диорама «Депо Минской конки» представляет структуру конного парка – вагонные сараи, конюшни, лазарет, павильон для пассажиров, кузницу. А если вы снимете телефонную трубку одного из аппаратов, то сможете прослушать новости и пожелания от служащих и горожан прошлого столетия.
Погрузиться в жизнь города губернского периода помогает электронная игра-квест «Маршруты минской конки», по прохождении которой на ваш e-mail придет удостоверение кучера минской конки либо свидетельство посетителя экспозиции.
Тут же в интерьере конторы есть электронная карта Минска. На ней видно, как конка перемещалась по всем четырем линиям – все они находились в центре города.
– Однажды к нам пришли дедушка с бабушкой и внуками. Они все прошли, изучили. Были в музее где-то полтора часа. Нас радует, что они прививают внукам любовь к городу, знакомят с историей, – поделилась своими наблюдениями смотрительница музея.
В музей минской конки часто приезжают гости из других городов Беларуси – Витебска, Жодино, России – Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска. Есть и туристы, которые проделывают более длинный путь: из Бразилии, к примеру, США, Китая и Великобритании. Многие приходят семьями, а дети от музея просто в восторге! Вдобавок здесь экспонаты можно трогать.
Музей работает почти два месяца. Конечно, это малый срок, чтобы подводить масштабные итоги, но о каких-то значимых результатах уже говорить можно. Ожидалось, что посещаемость не будет маленькой. Главное, что эта экспозиция нравится и привлекает посетителей.
К слову, расположение экспозиции, посвященной первому городскому общественному транспорту Минска в здании по улице Кирилла и Мефодия (бывшая Монастырская), выбрано не случайно – с 1892-го по 1928-й год здесь проходила Центральная линия конных железнодорожных путей.
Еще одним значимым результатом работы экспозиции за месяц стал визит в музей Аллы Малыхиной – внучки одной из служащих минской конной железной дороги. Она пришла через пару дней после открытия, узнав об экспозиции из новостей. И не просто пришла, а принесла с собой фотографию одной из своих бабушек, которая работала кондуктором на минской конке, – Веры Гордевич. «Семья Малыхиных оставила заметный след в истории Минска, если можно так говорить. Сами они выходцы из Гродненской губернии, но во время Первой мировой войны прибыли и осели в Минске. Семья была большая, и две сестры (Надежда и Вера) устроились кондукторами на минскую конку. После того, когда конка была закрыта, а на ее базе создан электрический трамвай, они продолжили свой профессиональный путь уже кондукторами трамвая. Безусловно, мы принесенную нам фотографию увеличим и поместим в экспозицию с аннотацией», – рассказала научный сотрудник.
Лидия Маркович также уверена, что их музей не станет проектом одного месяца или года: «Я думаю, что пользоваться популярностью экспозиция будет долго. Да, важно, что у музея выгодное расположение. Но он еще цепляет посетителей и новизной подачи материала. Здесь существует язык музейных экспонатов, которые логично расположены и увязаны между собой. Благодаря этому и создается наш маленький музейный мир».
Говорить о впечатлениях можно много, но лучше всего заглянуть в книгу отзывов и узнать, какие эмоции остались у посетителей этого замечательного места. «Были приятно удивлены, что в Минске есть такой музей: теплый, уютный, добрый. Окунулись в прошлое столетие. Огромное спасибо! Придем сюда еще обязательно! Людмила и Кирилл (26 марта, 2017 года)». По-моему, такие строки – лучшая награда для тех, кто осуществил этот проект.
Что связывает Беларусь с освоением космических просторов? В первую очередь, летчики-космонавты, уроженцы нашей страны: Петр Климук, Владимир Коваленок и Олег Новицкий. Мы побывали на малой родине Героя Советского Союза Владимира Коваленка, который трижды летал в космос. В общей сложности он провел на орбите 216 суток, в том числе два часа – в открытом космосе.