Делегация Беларуси 5–7 октября приняла участие в осеннем заседании советов управляющих Всемирного банка и Международного валютного фонда, проходившем в Вашингтоне. Представители Беларуси обсудили с экспертами МВФ условия дальнейшего реформирования экономики Беларуси для получения очередного кредита фонда. Итоги переговоров, рекомендации фонда и готовность нашей страны их выполнять во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА обсудили представители министерств экономики и финансов, Национального банка и эксперты.
Первый заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович отметил, что во взаимоотношениях с МВФ кредитная программа не имеет первостепенного значения. Речь идет о целом комплексе сбалансированных между собой мер экономической и социальной политики государства, которые направлены на то, чтобы государство после окончания программы в долгосрочной перспективе выходило на устойчивый экономический рост и не было подвержено различного рода шокам и кризисам, возникающим как внутри страны, так и за ее пределами. Для Беларуси кредит МВФ, который может превышать $3 млрд, — это самый дешевый из всех возможных к привлечению средств. И это не только кредит МВФ. К этому пакету прилагается целый комплекс дополнительных инструментов. Это, например, заем на развитие Всемирного банка. Размер его зависит от пакета структурных преобразований, заложенных в совместную с МВФ программу, и составляет около $200–300 млн. Эти деньги идут напрямую в бюджет на реализацию тех или иных социальных и экономических мер.
Заместитель председателя правления Нацбанка Беларуси Дмитрий Калечиц рассказал, что Национальный банк обратился к Международному валютному фонду с предложением поддержать своим финансированием те меры, которые уже заложены в наших программных документах и реализуются правительством и Национальным банком. Кредит МВФ — это потенциальный реальный источник дополнительного финансирования для нашей страны. Основные плюсы заключаются прежде всего в том, что мы сумеем быстро нарастить золотовалютные резервы, улучшится структура внешнего долга. Кроме того, это положительно скажется на инвестиционном климате, позволит расширить доступ к международным рынкам капитала, что, соответственно, улучшит наш страновой рейтинг, а также в итоге позволит заместить долговую нагрузку на недолговую — прямые иностранные инвестиции, а это — одна из ключевых задач для государства. Снизится и стоимость заимствований.
Государство, бюджет, предприятия и финансовые институты несут большую нагрузку, связанную с выплатой процентов. Эта величина по году составляет $1,2 млрд, что формирует дефицит текущего счета, риски для макроэкономической ситуации. Поддержка мер, которые реализуют правительство и Национальный банк, со стороны МВФ приведет к оздоровлению экономики, повышению доверия к нашей стране, созданию условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и роста благосостояния.
Первый заместитель министра экономики Беларуси Александр Заборовский уверен в том, что не должно складываться впечатления, будто программа МВФ — это что-то отдельное, живущее своей жизнью, а программа деятельности правительства, меры экономической политики, реализуемые в Беларуси, — это что-то другое. Если посмотреть на программу деятельности правительства, основные положения программы социально-экономического развития, одобренные на Всебелорусском народном собрании, то противоречий нет. Переговорная позиция, которую сегодня отстаивает белорусская сторона, базируется на этих документах.
Таким образом, суть работы с МВФ — это просьба правительства и Национального банка как членов фонда поддержать меры экономической политики, которую реализуют правительство и Нацбанк, ресурсами фонда. И плюсов здесь немало. Это и подушка безопасности для золотовалютных резервов, и повышение доверия к инвестированию в нашу экономику. А прямые иностранные инвестиции — это один из приоритетов, который мы выбрали в текущем пятилетии. Это доступ к более дешевым кредитам для возможности рефинансирования корпоративного долга.
В чем основная дискуссия? В скорости реализации, глубине и последовательности тех или иных мероприятий. Многие из направлений, заложенных в программе правительства, имеют пятилетний горизонт, а некоторые даже выходят за эти сроки. Коллеги из МВФ настаивают на том, чтобы целый ряд мер, которые запланированы с более длительным сроком, реализовывались скорее. Речь идет о мероприятиях в сферах денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной политики, реальном секторе экономики. Скорость, последовательность, взаимная согласованность всего пакета мер экономической политики, чтобы выйти на устойчивый экономический рост, и является, собственно, предметом переговоров.
Декан экономического факультета Белорусского государственного университета Михаил Ковалев поддержал общее мнение о необходимости сегодня кредита от МВФ, несмотря на то, что, как он отметил, «мы несколько по-разному с Международным валютным фондом понимаем, как должна развиваться экономика Беларуси. Считаю, в этом вопросе стоит чуть «поторговаться», но желательно быстрее получить кредитные ресурсы». Эксперт высказал мнение, что кредит МВФ — это «отмашка» другим инвесторам, мировым банкам о перспективности сотрудничества с Беларусью, возможность удешевить заимствования. Кроме того, такие кредитные ресурсы выдаются не на потребление, а на обеспечение платежного баланса. Создание дополнительной подушки безопасности положительно скажется на выполнении плановых показателей по инфляции, обязательств по выплате внешнего долга.
Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец поддержал Максима Ермоловича в мнении о том, что сотрудничество с МВФ однозначно должно дать положительный результат. Он подчеркнул, что представители бизнеса понимают — без выполнения условий, рекомендуемых МВФ, не будет переговоров по кредиту. Своеобразная корректировка экономического курса неизбежна для нашей страны, это уже понимают не только специалисты, но и население. «Но мы не говорим, что она (корректировка — Прим. авт.) должна быть обвальной. Нам всегда казалось, что Беларусь немного тормозит с определенными реформами, но, может, в этом и был свой смысл. Необходимость структурных изменений должен на своем уровне осознать каждый. Складывается впечатление, что это сейчас происходит», — сказал он.
Директор Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Александр Чубрик выразил твердую уверенность, что реформы инициируются той страной, которая будет их проводить, а МВФ решает — поддержать их или нет. Эксперт выразил сожаление, что часто в СМИ пишут, что Международный валютный фонд нам что-то навязывает. По его словам, это не так — МВФ согласовывает позицию, корректирует, советует. Реформировать экономику или нет — наше решение. Беларусь обратилась в Фонд за поддержкой в рамках механизма расширенного финансирования структурных изменений, а не за стабилизационной программой, как в прошлый раз. Белорусская сторона сама признает наличие структурных дисбалансов, без решения которых невозможен устойчивый экономический рост, решение проблем — в макроэкономической сфере.
Александр Заборовский рассказал, что ключевыми вопросами, которые обсуждаются на переговорах, являются повышение эффективности распределения ресурсов в экономике, изменение подходов к субсидированию экономики, в том числе и вопросы тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги, содействие развитию частного сектора, повышение эффективности работы государственных предприятий.
Наиболее чувствительным является вопрос о повышении стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения. Однако это повышение позволит в будущем уйти от перекрестного субсидирования.
Существующая система субсидирования в секторе жилищно-коммунального хозяйства имеет два элемента. Первый — это перекрестное субсидирование, когда предприятия за счет более высоких тарифов для себя оплачивают часть стоимости услуг для населения. В результате на общем рынке Евразийского экономического союза наши производители находятся в худших условиях по сравнению с конкурентами, что, естественно, сказывается на их конкурентоспособности. Особенно это касается энергоемких предприятий — металлургии, нефтехимического комплекса, машиностроения.
Второй элемент — это бюджетный канал, который направлен на субсидии всем слоям населения вне зависимости от их дохода. Поэтому, с классической точки зрения, существующий механизм субсидирования услуг ЖКХ требует совершенствования, что принесет целый ряд существенных эффектов для экономики. Уход от перекрестного субсидирования позволит повысить конкурентоспособность белорусских предприятий, а часть бюджетных средств, которые сейчас равномерно распределяются всем слоям населения, будет целевым образом направлена на субсидии наиболее уязвимым гражданам.
При рассмотрении тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги необходимо иметь в виду и развитие энергетического рынка в ЕАЭС. В среднесрочном периоде цены на энергоносители в Союзе должны быть унифицированы. Прошедшие переговоры с российскими коллегами это подтверждают. Поэтому нужно взвешенно подходить к среднесрочному прогнозу цен на природный газ, для того чтобы заранее не «задирать» расчетные затраты монополий.
Вместе с тем сегодня есть две основные точки повышения возмещения затрат населением: до конца 2017 года мы должны выйти на 75%, к концу 2018-го — на 100%. В принципе, эти цифры не являются новостью, они отражены в программе деятельности правительства на пятилетку. Другой вопрос — насколько должны быть повышены тарифы в абсолютной величине, чтобы мы достигли цели по уровню возмещения тарифами затрат. Вот здесь и предстоит большая домашняя работа с монополиями, с системой адресной социальной защиты населения. Все должно пройти так, как требует глава государства: максимально прозрачно и эффективно, чтобы в результате повысилась эффективность распределения ресурсов в экономике. Относительно 2017 года намечено, что с 1 января, как и положено в соответствии с действующим законодательством, произойдет повышение стоимости услуг ЖКУ приблизительно на Br10. Дальше в течение года будет идти работа по снижению затрат монополий и использованию возможностей ЕАЭС. При необходимости возможен второй этап роста тарифов. Но это произойдет так, чтобы воздействие на уязвимые слои населения было минимальным.
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».