Современные технологии не стоят на месте, в том числе новации внедряются и в системе жилищно-коммунальных услуг. Одна из них — «умные» счетчики электроэнергии, которые, кстати, установят во всех домах белорусов к 2023 году.
Как сообщили корреспонденту «7 дней» в филиале «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго», в 2016 году началась реализация программы модернизации средств учета электрической энергии, разработанной ГПО «Белэнерго». Согласно этой программе, у абонентов — физических лиц будут устанавливать электронные приборы учета электроэнергии за счет средств энергоснабжающей организации. Завершить модернизацию планируется в 2023 году. Сегодня в Минске уже более 2 тысяч домов оснащено современными электронными счетчиками, это порядка 20% от всех приборов учета электроэнергии населения в Минской области.
— В большинстве домов стоят индукционные счетчики электроэнергии. Постепенно они будут заменены на электронные приборы учета. РУП «Минскэнерго» устанавливает современные счетчики согласно плану модернизации: в старых домах их монтируют во время проведения капитального ремонта, а в новостройках, в соответствии с законодательством, это делают застройщики самостоятельно, — отмечает заместитель начальника ПТО филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго» Павел Саковец.
По словам специалиста, электронные счетчики, а их еще называют «умными», уже более десяти лет стоят на вооружении в белорусской энергосистеме и широко применяются как в промышленном, так и в бытовом секторе энергопотребления. Такие приборы имеют цифровой интерфейс и являются «кирпичиками» для построения автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии
(АСКУЭ) в электрических сетях энергосистемы и у потребителей электроэнергии.
— Электронный счетчик, установленный у потребителя, учитывает электроэнергию и способен передать информацию о потреблении по каналам связи (проводным либо беспроводным) на определенное устройство сбора и передачи данных (УСПД), установленное в электрощитовых, подвальных помещениях, трансформаторных или распределительных подстанциях. Это зависит от вида и типа системы, — объясняет Павел Саковец. — Информация от УСПД по каналам связи поступает на серверы филиала «Энергосбыт». Соответствующее программное обеспечение обрабатывает входные данные, упорядочивает информацию и представляет ее в более удобном для пользователя системы виде. В качестве каналов связи могут использоваться как проводные, так и беспроводные технологии. Например, Ethernet — по волоконно-оптическому или медному кабелю, голосовая GSM-связь и пакетная передача данных GPRS по 2G-, 3G- и даже 4G-технологиям. В Беларуси широкое распространение получила голосовая GSM-связь и пакетная передача данных GPRS по 2G.
Работает система просто: электронные счетчики передают информацию в маршрутизаторы с сим-картами, которые в новых домах расположены в трансформаторных подстанциях, а в старых пятиэтажках — в щитовых. Все крупнейшие операторы связи, представленные в стране, могут быть партнерами филиала «Энергосбыт» в использовании сим-карт для передачи данных или звукового тракта по специальным тарифным планам. Выбор оператора мобильной связи зависит от технических характеристик сети и ценовой политики компании. В итоге «умные» счетчики упрощают работу по контролю учета и сверке баланса потребления электроэнергии всего жилого дома и конкретного абонента. Благодаря им энергетики получают более точную информацию по конкретной квартире и в спорных моментах могут сверять поданные жильцом сведения с теми, что получены напрямую со счетчика. Это позволяет не только повысить эффективность системы, но и снизить расходы на ее эксплуатацию. Минчане с помощью смарт-счетчиков могут отслеживать мощность и другие параметры электросети, как
и свой «энергоаппетит» в течение года. Собственникам квартир стали доступны в интернете личные кабинеты, где в виде графиков размещена история потребления электроэнергии по отчетным периодам.
У электронных счетчиков класс точности выше в два и более раза, чем у индукционных. Для владельцев квартир их преимущество заключается и в том, что потребители могут изменять тариф и производить оплату за электрическую энергию, исходя из дифференцированных по временным периодам тарифов с учетом взимания платы вне зависимости от объемов потребления, и одноставочного тарифа, с учетом взимания платы в зависимости от объемов электропотребления. Например, при использовании тарифа, дифференцированного по временным периодам, оплата производится по двум зонам суток: с 17:00–22:00 — это дорогой тариф, а в остальное время, включая выходные и праздничные дни, — более дешевый.
— Перечисленные возможности являются преимуществами «умных» счетчиков перед индукционными «собратьями», без учета того, что снимать показания с электронного счетчика удобнее — там цифры более четкие и в большинстве моделях есть подсветка показаний, — отметил специалист.
В недалеком будущем планируется объединить автоматическое снятие показаний с биллинговой системой, в которой будет доработан необходимый функционал: будут производиться расчеты и выставляться счета на основании данных, полученных от «умных» счетчиков, а не по данным, предоставленным потребителем. Так называемый человеческий фактор будет сведен практически к нулю — корректность оплаты показаний проконтролирует беспристрастная электроника. Потребителю останется только сверять правильность выставленных показаний. Это станет возможным уже в конце
2017 — начале 2018 года.
Фото автора
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».