Около десяти лет назад у меня состоялся разговор с одним англичанином. На тот момент ему было что-то около 35-40 лет и работал он в магазине в должности менеджера. В целом — типичный представитель среднего класса Великобритании, получающий неплохую зарплату. А также исправно платящий ежемесячные взносы по кредитам на жилье, автомобиль, очередной отпуск … чтобы иметь возможность в конце месяца на оставшиеся несколько фунтов сходить с друзьями в недорогой паб и пропустить пару пинт эля.
А спросил я его про отношение к королевской семье — к тому, что фактически во главе государства стоит монарх, которого народ не выбирал общепринятым демократическим путем. В ответ получил удивленный взгляд из разряда «покусился на святое» и услышал, что королева — это воплощение традиций, великодушия и добродетели. И действительно, соцопросы показывают, что поддержка монархии в стране остается стабильной, а Елизавете II население доверяет больше, чем большинству политиков. Пока это так, с демократией в Соединенном Королевстве все в порядке.
Вспомнилось об этом случае в связи с проходящей в Беларуси парламентской кампанией и параллельно с этим обсуждением рекомендаций ОБСЕ по улучшению избирательного процесса. Последние в основном касаются обеспечения целостности и прозрачности избирательного процесса на всех стадиях. Возник вопрос, как национальные нормы в этой сфере соотносятся с теми, которые существуют в других странах. В поисках соответствующих материалов наткнулся на подготовленное несколько лет назад исследование российских ученых-юристов, посвященное теме избирательного законодательства и выборов в современном мире.
Оставим в стороне нормы о всеобщем равном избирательном праве и принцип тайного голосования, которые сегодня уже реализованы в абсолютном большинстве стран. Не исключение здесь и Беларусь. Отечественная избирательная система не уникальна, хоть и имеет свои особенности. Аналогичные способы избрания руководства страны, депутатов разных уровней и сенаторов в том или ином виде используются во многих государствах.
Поэтому прежде всего хочется обратить внимание на те моменты избирательного права за рубежом, которые, на взгляд жителей Беларуси, могут выглядеть порой даже странно, а заодно под этим углом взглянуть на рекомендации международных наблюдателей в адрес нашей страны.
Начнем с самого простого: одна из рекомендаций ОБСЕ состоит в необходимости пересмотреть (то есть смягчить) требование десятилетнего пребывания в стране лиц, имеющих право баллотироваться на пост президента. А как в других странах? Например, в США стать президентом может только гражданин этой страны по рождению, проживающий в Соединенных Штатах не менее 14 лет. Аналогичный с Беларусью 10-летний ценз существует в Украине и России. В то же время в Литве он составляет три года.
Предлагается также законодательно установить срок, в который должна осуществляться регистрация избирателей, и чтобы внесение новых избирателей после истечения такого срока подлежало судебному контролю и осуществлялось в соответствии с четко определенными правовыми критериями.
Сейчас в Беларуси, в соответствии с Избирательным кодексом, списки граждан, имеющих право голосовать, предоставляются избирателям, участникам референдума для ознакомления за 15 дней. Если гражданина по той или иной причине не включили в такой список, это может сделать участковая комиссия по предъявлении паспорта. При этом запрещается вносить изменения в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, после начала подсчета голосов. Проще говоря, прийти и проголосовать на свой участок вы можете вплоть до окончания выборов, даже если вас случайно не оказалось в списке избирателей.
Если обратиться к уже названному исследованию, то в ряде стран действительно существует своеобразный предельный срок на внесение изменений в списки избирателей. В Финляндии этого нельзя делать за 12 дней до дня голосования, за исключением судебных решений. То есть стандартное включение в список избирателей в день голосования законодательно запрещено. Во Франции, по крайней мере еще несколько лет назад, избиратели должны были сами заблаговременно зарегистрироваться для участия в выборах, иначе не могли принять участия в голосовании на всех проводимых в очередном году выборах. Как и в Беларуси, в список избирателей в день голосования можно было без проблем попасть в Польше, Италии.
В Бельгии же голосование носит обязательный характер, для нарушителей этого правила предусмотрен немалый штраф. Раскошелиться за «абсентеизм» (именно таким термином обозначается уклонение избирателей от участия в голосовании) придется и в Австралии.
Что касается США, то активное избирательное право в этой стране регулируется законодательством штатов. В связи с этим, по мнению экспертов, порядок выборов и права избирателей в разных штатах неодинаковы. В одном из докладов БДИПЧ ОБСЕ отмечался факт того, что Штаты регулярно приглашают международных наблюдателей в федеральные органы власти, однако их присутствие на участках для голосования определяется на уровне законодательства конкретного штата и не везде гарантируется, а то и отдается на усмотрение местных организаторов, в числе которых и руководство избирательных участков.
В белорусском Избирательном кодексе права наблюдателей, как национальных, так и международных, очень подробно изложены. При этом соответствующая статья находится практически в самом начале двухсотстраничного текста — до разделов про формирование избирательных округов, участков для голосования, порядка составления списков избирателей и многого другого.
Кстати, согласно последним рекомендациям ЦИК, члены комиссии при подсчете голосов должны размещаться с трех сторон стола, чтобы обеспечить наблюдателям реальную возможность обозревать данную процедуру. В дни голосования наблюдателям предоставлена возможность получать информацию о количестве избирателей, включенных в списки, и о количестве избирателей, принявших участие в голосовании.
Реализован и ряд других моментов из числа рекомендаций ОБСЕ. Думается, что после сентябрьских выборов в парламент власти предпримут и другие шаги по совершенствованию национального избирательного законодательства. Ведь в предвыборный период, пожалуй, самое главное состоит в неизменности «правил игры», то есть стабильности существующих правовых норм. И это международная практика.
Чтобы привести сравнительный анализ всех нюансов предвыборного периода и непосредственно избирательного процесса в Беларуси и за рубежом, наверное, не хватило бы не только формата данной статьи, но и докторской диссертации. Законодательство разных стран содержит самый широкий спектр подходов к количеству необходимых подписей для выдвижений кандидатов, финансированию выборов и избирательных кампаний (от исключительно бюджетного до финансирования за счет средств участников выборов), формам и методам волеизъявления (вплоть до голосования по доверенности или по почте), роли СМИ. Например, в ряде стран кандидаты вносят залог, который возвращается только при условии получения определенного процента голосов избирателей.
Однако нельзя говорить, что те или иные подходы лучше других. По крайней мере, до тех пор, пока избирательная система, какой бы она ни была, отражает настроения большинства граждан, а власть опирается на волю народа. Наверное, поэтому эксперты сходятся во мнении, что в мире не может существовать одного подлинного образца демократии, ее золотого стандарта, а народ каждого государства волен самостоятельно определять модель осуществления принадлежащей ему власти с учетом самобытных исторических, политических и культурных традиций.
В конце концов ни монархия, ни особое мнение всей остальной объединенной Европы не помешали жителям Туманного Альбиона взять и проголосовать за «Брексит». Может, еще и намучаются с этим британцы, но это их решение и их выбор. И не факт, что со стороны всегда виднее. Хотя и к опыту, дельным рекомендациям международных структур стоит прислушиваться, но всегда нужно жить своим умом, что в Беларуси и делают.
Владимир МАТВЕЕВ
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».