Кто в ответе за безопасность наших лифтов
Постановлением Совета Министров № 326 от 21 апреля 2016 года правительство Беларуси утвердило Государственную программу «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016-2020 годы.
Программа включает восемь подпрограмм, среди которых — «Безопасный лифт». Безопасность — одно из первостепенных требований, предъявляемых к эксплуатации лифтового оборудования. Чтобы лифт надежно служил, а мы без риска застрять им пользовались, должны проводиться регулярные проверки работы всех составляющих системы. Насколько безопасно белорусам пользоваться лифтами? Кто отвечает за их техническое состояние и как часто нужно проводить техобслуживание лифта? Сколько лет службы отведено подъемной машине в многоэтажке? На эти и другие вопросы корреспонденту «7 дней» ответил заместитель главного инженера ОАО «Беллифт» Олег Дубовец.
— Олег Сергеевич, интересно, где лифты проходят испытания?
— Основные испытания лифта как транспортного механизма в сборе проводятся по месту установки. В этом процессе задействовано много человек: от представителя Госпромнадзора до специалиста обслуживающей организации, который берет на себя ответственность за безопасную дальнейшую эксплуатацию. Лифт не поставляется потребителю в собранном виде: отдельно доставляются разукомплектованная кабина, двигатель, лебедка и т.д. Но все компоненты проходят тщательную проверку на заводе-изготовителе. Элементы, имеющие отношение к безопасности, поставляются с сертификатами, находящимися в паспорте.
— И как же новый лифт получает право перевозить людей?
— Лифт — сложное конструктивное изделие. Прежде чем его запустить в новостройке, предстоит пройти серьезный регламент работ по установке и вводу в эксплуатацию. Любая организация, которая занимается домостроением, установкой, заменой и техобслуживанием лифтов, должна иметь соответствующие лицензии и сертификаты на выполнение этого вида работ. Организация-застройщик, как правило, заключает договор с определенной монтажной организацией, имеющей лицензию на осуществление такого рода деятельности: оговаривается ответственность сторон, определяется, кто будет заниматься закупкой лифтов.
Каждый лифт проходит сертификацию, и органы Госпромнадзора должны дать разрешение на его эксплуатацию в Республике Беларусь. После монтажа лифта вызывается его представитель для проверки.
В первую очередь определяется соответствие проектной документации со смонтированным оборудованием. Проверятся система безопасности лифта по методике, предусматривающей загрузку кабины грузами, вес которых номинально превышает теоретически возможный вес загрузки. То есть обследуется поведение лифта в перегруженном режиме. Проводятся и другие мероприятия, которые направлены на проверку функционирования всех систем безопасности. Далее создается комиссия по приемке лифта в эксплуатацию с участием монтажной, строительной и эксплуатирующей организаций, представителей завода-изготовителя. В моей практике еще не было ни одного случая, когда лифт был бы принят с первого раза: всегда нами как эксплуатирующей организацией составляются акты замечаний, согласно которым монтажная организация устраняет недоработки, и только после этого подписывается акт приемки нового лифта в эксплуатацию. Согласно этому документу, предприятие-владелец лифта может заключать договор о его обслуживании с любой организацией, имеющей соответствующую лицензию.
— Какой срок службы у лифта? Вовремя ли заменяются устаревшие механизмы?
— Срок службы лифта — 25 лет. Но это не значит, что после такоого срока лифт становится абсолютно непригодным к эксплуатации — его просто нужно более тщательно проверять. На основе статистической информации, которой располагает организация-владелец, принимается решение о диагностике либо замене механизмов. Составляются программы замены лифтов, определяется первостепенная очередность. Если говорить о Минске, то в столице около 30% лифтов уже отработали свой срок службы. Естественно, что эта часть лифтов не может быть заменена на новые в один миг — прежде всего из-за финансовых возможностей. Поэтому замена происходит постепенно, начиная с более старых. Однако учитывается и то, что иногда более новые подъемные машины имеют худшее техническое состояние, чем старые, из-за условий и интенсивности эксплуатации.
— А как проверяются старые лифты на пригодность к работе?
— Лифты, которые отслужили установленный срок и не меняются, проходят очень серьезную техническую диагностику. Важно отметить, что существует также техническое освидетельствование лифта, которое производится организациями-экспертами (например, Госпромнадзором). Но именно диагностика предусматривает более углубленное и тщательное обследование лифта. Техническое освидетельствование проводится ежегодно — оно включает в себя перечень мероприятий, направленных на проверку систем безопасности. Эксперт в паспорте лифта собственной подписью и печатью удостоверяет его проверку и безопасное состояние. Диагностика проводится в случае отработки лифтом своего срока службы и включает в себя расширенный регламент мероприятий, вплоть до исследования износа и старения металла, из которого изготовлены направляющие движения кабины. По результатам диагностики под личную ответственность эксперта выносится заключение о продлении срока службы лифта. Максимальный срок продления — не более 3 лет, но, опять же, это не значит, что в течение этого срока лифт останется без внимания специалистов — каждый год будет проводиться техническое освидетельствование. Благодаря такой системе эти 30% устаревших, по документам, лифтов на практике работают стабильно и безопасно, порой доставляя гораздо меньше проблем, чем новые.
— В период эксплуатации лифт требует обслуживания?
— Существует строго определенный перечень работ, которые необходимо выполнять при техобслуживании лифта, и он не зависит от того, сколько финансовых средств есть у заказчика. Строгое следование этому перечню и добросовестное выполнение полного регламента обеспечивают безопасность эксплуатации лифта.
— Какие поломки и неисправности случаются чаще всего?
— Из строя выходит любая техника, и лифт — не исключение, это довольно сложное электронно-механическое устройство. Но есть неисправности, к которым приводит преступная и вандальная деятельность человека. Преимущественно по этой причине и происходит большинство поломок. В погоне за цветными металлами преступники похищают определенные компоненты, обездвиживая тем самым лифты. Наши усилия и помощь правоохранительных органов пока не изменили ситуацию — проблема по-прежнему довольно острая.
Порой виноваты, опять же, сами люди: после остановки лифта (например, произошло отключение электроэнергии во всем доме) особо нетерпеливые часто пытаются самостоятельно выбраться из застрявшего лифта и открыть двери. А это приводит к серьезным поломкам дверных механизмов.
Отдельная тема — вандалы. Это настоящее бедствие, наша общая проблема, с которой надо бороться.
— Случались ли несчастные случаи, в результате которых погибали люди?
— За мою многолетнюю работу в этой системе можно припомнить лишь случай, когда в 2003 году в минском общежитии БГТУ в лифте погиб студент. В результате расследования было установлено, что оборудование было исправно… Смертельные случаи в России и анализ их причин полностью подтверждают тезис о том, что опасны не лифты как таковые, а халатность и несоблюдение полного регламента работ по их обслуживанию. Мы же эти требования выполняем, поэтому опасаться нашим гражданам нет причин. Главное — соблюдать общеизвестные правила пользования лифтом.
Структура и алгоритм работы одинаковы по всей Беларуси. В нашей стране действует строгая процедура недопущения к эксплуатации лифтов, имеющих технические несоответствия. Некоторые из них, на первый взгляд, не относятся к безопасности, но именно такой подход позволяет оградить пользователей от неожиданных неприятностей и практически исключить несчастные случаи.
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».