Вид на дорогу из кабины снегоуборочной машины
На прошлой неделе к нам наконец-то пришла настоящая зима: с обильными снегопадами, морозами, порывистыми ветрами, коварной «Даниэллой» и вспыльчивой «Эммой». Зимняя погода, кроме радости ребятне и взрослым — любителям санок, лыж и коньков, принесла немало хлопот и даже бед. Службы ЖКХ перешли на работу в усиленном режиме. И здесь особая роль отведена дорожной снегоуборочной технике.
Как во время «большого снега» трудятся водители снегоуборочных машин, кого на дороге они больше всего не любят и почему свое ремесло считают ювелирным? Корреспонденты «7 дней» решили узнать об этом, прокатившись с колонной снегоуборщиков ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома».
Наше знакомство со спецтехникой началось на территории этого столичного предприятия. База Горремавтодора оказалась намного больше, а виды спецтранспорта — куда разнообразнее, чем мы себе представляли. Попав внутрь, сразу ощутили очень напряженный, но в то же время слаженный темп работы абсолютно всех участников процесса уборки последствий снегопадов.
— У нас почти «военное положение». Работаем круглосуточно. Остановки только для дозаправки, а еще 20-минутный перерыв на обед, прямо в кабине машины. Сейчас идет пересменка, когда снегоуборочная техника возвращается с ночного рейда и мастера уже выдают задания на дневную смену. Смены с девяти утра до девяти вечера и с девяти вечера до девяти утра. Машины следуют строго по маршрутам, которые по навигатору контролирует диспетчерская служба. Перед пересменкой на предприятии суета — все проверяют технику на исправность и получают допуск к работе. Таким образом, вероятность выхода из строя снегоуборочной техники во время работы сводится к минимуму. Пройдя все проверки, автоколонна отправляется на маршрут, — все это практически на бегу нам рассказал заместитель генерального директора по идеологии и социальным вопросам Андрей Демянюк. Он и познакомил нас с бригадиром смены Николаем Курило.
— Забирайтесь скорее, колонна готова к отправке, времени нет! — зовет нас в кабину Николай Петрович. Ухватившись за край двери, с трудом вскарабкиваемся по ступенькам в белоснежную кабину «МАЗа», садимся рядом с водителем. После мороза здесь кажется на удивление тепло, а через несколько минут даже жарко. В кабине быстро привыкаем к шуму мотора. Наш «капитан» ловко крутит руль, сдает вперед, переключает разные рычаги и кнопки, опускает снегоотвал. Восемь спецавтомашин выстраиваются друг за другом и в сопровождении ГАИ начинают движение с улицы К. Цеткин в сторону проспекта Независимости.
Ощущения удивительные! Работа снегоуборочных агрегатов оказывается настолько увлекательной! Цепочка ярко-оранжевой техники со скоростью 30 километров в час, двигаясь уступом друг за другом, сгребает снег к тротуару и середине дороги. Это действие напомнило восточный карнавал, где огромный бумажный дракон пролетает через толпу, изгибаясь, а из его пасти — в нашем случае — вырывается поток снега. Затем едет «солеразбрасывательная» машина. Спустя некоторое время шнекороторная техника загрузит валы снега в самосвал, который увезет его на площадку временного складирования. Задача колонны — максимально расширить проезжую часть, маршрут они могут повторять несколько раз за сутки.
…Николай Петрович за смену наматывает по городу более 180 километров, сжигая при этом свыше 100 литров солярки. Как ни странно, работая водителем коммунально-дорожной машины, он все же любит не дождливую, а классическую снежную зиму. В свободное время вместе с семьей катается на лыжах. Баранку Николай Курило крутит уже несколько десятков лет, из них почти тринадцать трудится на снегоуборочной технике. Он убежден, что работа эта поистине ювелирная:
— Она очень непростая, а потому интересная. Тут сантиметры надо чувствовать, ведь попадешь на поребрик, прикрытый снегом, — останешься без щетки. А чего стоит слалом на «МАЗе» в плотном потоке автомобилей?
Внезапно наш разговор прерывает голос сотрудника ГАИ, доносящийся из мегафона патрульной машины:
— Отойдите от края проезжей части! Не начинайте движение, пока не пройдет колонна техники!
Обстановка на дороге напряженная. Выехав на главный столичный проспект вместе с работниками «Горремавтодора», понимаешь, почему водители снегоуборочных машин так жалуются на другие автомобили и отдельных пешеходов. Несмотря на то что едет колонна спецтехники в сопровождении машины ГАИ, некоторые граждане принципиально перебегают по зебре перед грузовиком, показывая свои правоту и превосходство. Николаю Петровичу приходится притормаживать многотонную машину, приостанавливая процесс работы всей колонны. Он с возмущением говорит, что частенько на дороге встречаются и нагловато-хамоватые легковушки, «водятелы» которых так и норовят обогнать колонну и помешать работе. Спасает ГАИ.
— Еще одной из причин, по которым мы можем «не успевать на снегопад», являются неправильно припаркованные автомобили. Некоторые засыпанные по самую крышу «подснежники» так и зимуют. Мы же не можем вплотную к машине приблизиться! В итоге: авто стоит в 50 сантиметрах от бордюра, само оно метра полтора шириной, и нам к нему нельзя близко подъезжать. То есть два с половиной метра дороги остаются неубранными. Потом машины убирают, остается неочищенный участок улицы, а граждане возмущаются, что мы не работаем. Но мы же не можем ждать, когда место у тротуара наконец-то освободится. В этом году, конечно, городские власти не раз обращались к водителям с просьбой отнестись с пониманием и не мешать чистить улицы. И ситуация, пусть и не совсем, но все-таки улучшилась, работать стало проще, — говорит Николай Курило.
— А бывает так, что про какую-то дорогу забыли, и она зарастает снегом до тех пор, пока граждане не начнут жаловаться?
— Не бывает, — уверяет Николай Курило. — Нам нет смысла халтурить, потому что потом нам же придется переделывать, причем уже не снег сгребать, а лед от дорожного покрытия отдирать.
...Наша «смена» в кабине закончилась быстро, в отличие от рабочего дня ремавтодоровцев. На прощание корреспонденты пожелали водителям «МАЗов» хорошей погоды и удачи на дорогах, а они в ответ дружно просигналили и отправились дальше спасать город от снега.