№11 от 12 марта 2015 года
Лесное хозяйство: учимся у финнов
Лесная отрасль находится под пристальным вниманием Комитета государственного контроля. О том, где больше всего теряем и какие недостатки в ее работе обнаружил КГК, мы попросили рассказать начальника управления контроля за работой природоохранного комплекса, лесохозяйственной отрасли и проблем Чернобыля Комитета государственного контроля Республики Беларусь Александра Романовского.
— Глава государства поставил перед лесным комплексом страны задачу: с начала 2015 года начать внедрение финского опыта ведения лесохозяйственной деятельности. Опыт Финляндии в проведении лесных реформ, которые начались в 60-е годы и продолжаются до сих пор, является для нас образцом для изучения и применения. Финны научились выращивать, грамотно заготавливать лес, осуществлять глубокую переработку древесины.
Как показывают анализ деятельности организаций Министерства лесного хозяйства, а также результаты проведенных проверок, министерством не в полной мере выполнено поручение Президента. На пути решения этой стратегической задачи сделаны лишь первые шаги. Для масштабного внедрения зарубежного опыта требуется активизировать работу в этом направлении и правительству, и лесохозяйственным учреждениям.
— Что же нам, на ваш взгляд, мешает использовать более оперативно опыт финнов по превращению лесного хозяйства в экспортно ориентированную отрасль?
— Чтобы хозяйствовать, как финны, нужно начать с наведения элементарного порядка в лесной отрасли — совершенствовать учет и контрол за заготовкой древесины. Комитет госконтроля в 2014 году установил ряд фактов хищений и злоупотреблений, бесхозяйственности при заготовке древесины, неудовлетворительного лесовосстановления, нарушений правил рубок леса и порядка ведения бухгалтерского учета. Кроме того, из-за ненадлежащего контроля за своевременной вывозкой и реализацией древесины выявлены случаи потерь ее качественных характеристик, что принесло убытки лесопользователям.
Например, в Чечерском спецлесхозе установлен систематический рост остатков заготовленной древесины. Длительное ее хранение привело к потере качества, переводу в более низкие сорта: убытки предприятия составили свыше 128 млн рублей.
На лесосеках Лиозненского лесхоза более 3 лет оставалось нестрелеванной 1,2 тыс. м3 древесины на сумму 295 млн. рублей. Только после вмешательства Комитета госконтроля лесоматериалы были вывезены из лесосек и проданы потребителям. Аналогичная ситуация имела место в Витебском, Дрогичинском и Щучинском лесхозах.
Руководители Березинского и Крупского лесхозов также не контролировали своевременный вывоз древесины. 9,7 тыс. м3 этого ценного сырья, принадлежащего ОАО «Борисовдрев», пролежало более 3 лет на арендованных этим обществом участках. Древесное «золото», естественно, потеряло свои качественные характеристики.
— А как КГК оценивает финансово-хозяйственную деятельность предприятий Минлесхоза в целом? Может, имея в своем распоряжении такой источник дохода, как необъятные лесные массивы, организации отрасли не бедствуют, потому так расточительны?
— Финансовые результаты работы многих лесхозов — хуже некуда. Одна из главных причин этого — недостаточная претензионная работа. Систематические неплатежи предприятий Беллесбумпрома, организаций жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и других за реализованную им древесину привели к просроченной задолженности. На начало 2015 года она составила 125 млрд рублей. В итоге лесхозы берут банковские кредиты для своевременной выплаты зарплаты. На 09.01.2015 таких кредитов получено на 130 млрд рублей!
Практически бедствуя, лесхозы проявляют иногда неслыханную «щедрость»: лесопользователи не всегда вовремя оплачивают в бюджет таксовую стоимость за отпущенную им древесину на корню. Так, Старобинский лесхоз по 12 лесорубочным билетам просрочил платежи. А по 3 лесорубочным билетам заготовил 1,2 тыс. м3 древесины вообще без оплаты (225 млн руб.)! Такие же нарушения вскрыты в Верхнедвинском (230 млн руб. оплачены в ходе проверки) и Щучинском лесхозах (327 млн руб.).
По-прежнему имеют место факты воровства, нанесения вреда лесохозяйственным учреждениям, злоупотребления служебным положением. К примеру, бывший директор Узденского лесхоза, используя должностное положение, дал указание подчиненным изготовить обрезные деревянные брусья и возвести хозпостройку для жительницы Узды на безвозмездной основе. Материалы по этому факту теперь изучают органы прокуратуры.
— Александр Григорьевич, как КГК оценивает эффективность усилий организаций лесохозяйственного комплекса по сохранению экологического баланса в природе? Насколько грамотно мы заботимся о восстановлении лесных массивов, состоящих из промышленных видов деревьев?
— Как показали проверки, халатное отношение руководства некоторых лесхозов к выращиванию леса сказывается на медленном его восстановлении. У нерадивых хозяев лесные культуры часто зарастают сорняками и гибнут.
Только в 2013—2014 гг. лесохозяйственными учреждениями списано свыше 6 тыс. гектаров лесных культур. Это почти треть от средней ежегодной площади лесопосадок (20 тыс. гектаров). Для восстановления молодняков на этой площади государству потребуется затратить почти 15 млрд рублей.
Например, в Толочинском лесхозе из посаженного в 2001—2006 гг. молодого леса погибло 1,9 тыс. гектаров, или 63%. Аналогичные факты выявлены в Слонимском и Слуцком лесхозах.
Старобинский лесхоз допустил незаконное занятие и фактический вывод земель из лесного фонда. Это привело к уничтожению напочвенного покрова, деградации лесных земель. Таким образом, окружающей среде был причинен вред на сумму более 1,1 млрд рублей. Вред экологии нанесли также Воложинский и Лидский лесхозы, проводившие варварскую порубку деревьев.
Есть вопросы и к такому виду лесопользования, как заготовка сосновой живицы. В Пинском лесхозе бывший лесничий был привлечен к уголовной ответственности за взяточничество. Он «забыл» наказать руководителя коммерческой фирмы, нарушившего технологии заготовки живицы.
Изучив и проанализировав проблемы лесохозяйственной отрасли, Комитет госконтроля выработал конкретные рекомендации по минимизации потерь и повышению эффективности работы и улучшению финансового состояния лесохозяйственных организаций.