№4 от 21 января 2015 года
Каждому по труду
Кто не работает — тот не ест, гласит народная мудрость. Увы, в нашем обществе сегодня немало тех, кто официально нигде не работает, не платит налоги, но при этом неплохо питается
и пользуется всеми социальными благами. Более того, когда приходит момент назначения пенсии, ждет ее от государства как должное. Однако в новом году ситуация изменится.
С 1 января 2015 года в Беларуси увеличен минимальный трудовой стаж для назначения трудовых пенсий с 10 до 15 лет. Человек сначала должен официально отработать с уплатой всех положенных отчислений 15 лет, а потом обращаться за пенсией. Как отметил во время состоявшегося 13 января совещания Президент Александр Лукашенко, этот стаж в дальнейшем может быть увеличен и до 20 лет.
Кроме того, на 5 лет повышен возраст для обращения за минимальной социальной пенсией при отсутствии требуемого стажа работы. Если человек за свою жизнь не наработал 15 лет трудового стажа, социальная пенсия ему будет назначена не ранее достижения 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. «Посмотрим в будущем, может, и здесь дополнительно сделаем определенные шаги. Это позволит отодвинуть назначение пенсии тем, кто по жизни никакого вклада в экономику не внес. Пусть эта социальная пенсия и небольшая, но если посмотреть в целом, то это миллиарды рублей, а в годовом исчислении, может, и триллионы», — отметил глава государства.
Подчеркнем, что введение 15-летнего минимального трудового стажа для назначения трудовой пенсии не распространяется на уязвимые категории граждан, для которых формирование длительного стажа объективно затруднено (многодетные матери, матери инвалидов с детства, инвалиды с детства). Для них сохраняется минимальный стаж работы 5 лет.
Оговорены исключения и в отношении назначения социальной пенсии лицам, не имеющим требуемого трудового стажа. Для социально уязвимых категорий граждан — детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца, — сохраняются действующие нормы.
Пожалуй, граждан, которых в первую очередь коснутся ново-
введения, можно условно поделить на две категории. Первая — люди, много лет нигде не работавшие, зачастую они вели асоциальный образ жизни. Вторая — люди, которые работают и зарабатывают, но неофициально. И те и другие не платят налоги, не выплачивают обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Но при этом пользуются социальными благами, предоставляемыми государством: бесплатной медициной и образованием, субсидируемыми тарифами на ЖКХ и транспорт. А по достижении пенсионного возраста имеют право на пенсию. Конечно, подобная раскладка несправедлива. Каждому государство должно воздавать по его труду, и именно на это нацелены принимаемые в последнее время решения. Ведь, с одной стороны, ужесточаются меры по начислению пенсий для не особо перетрудившихся на благо страны граждан, с другой — принимаются шаги по повышению пенсий при длительном
стаже работы.
Задумаемся — около 500 тыс. трудоспособных граждан в Беларуси официально нигде не работают. Но пользуются всеми теми же правами, что и работающие, честно платящие налоги люди. Почему мы должны платить не только за себя, но и за кого-то? За «шабашника» на стройке, который получает деньги на руки и не платит ни копейки налогов? За парикмахера, которая выезжает на дом к клиентам и благополучно кладет все заработанное в собственный карман? За забулдыгу, который нигде не желает работать и живет в свое удовольствие?
Давайте подсчитаем, сколько примерно лет длится трудовая деятельность человека. Предположим, девушка устраивается на работу после окончания института в 22 года и работает до 55 — итого 33 года трудового стажа. А если она начала работать еще студенткой и продолжила свою трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста — стаж может составлять и 35, и 40, и более лет. В Беларуси сегодня живет 21 человек, которые трудятся после достижения ими 90-летнего возраста, то есть их трудовой стаж доходит до 70 лет! Простите, но чтобы не наработать за свою трудовую жизнь 15 лет и не получить право на трудовую пенсию — это надо очень постараться...
Время сейчас непростое, лишних денег в бюджете нет. В отличие от других стран, мы не пошли по пути урезания расходов на «социалку», более того, в бюджете республики на 2015 год они даже немного увеличились. Так, доля расходов на образование выросла с 17,3 до 18,1%, на здравоохранение — с 14,2 до 14,8%. Государство делает все возможное, чтобы сохранить для граждан социальные блага и гарантии. И каждый из нас должен внести свой вклад в настоящее и будущее Беларуси.