Следует отметить, что возможность замены воинской службы альтернативной предусмотрена статьей 57 Конституции Республики Беларусь, однако до настоящего времени у нас не было законодательного акта, определяющего механизм реализации права на прохождение альтернативной службы. С принятием законопроектов этот правовой пробел будет устранен.
Право на прохождение альтернативной службы решено предоставлять призывникам в возрасте от 18 до 27 лет, которые в силу своих религиозных убеждений не могут брать в руки оружие. Они смогут служить Родине на иных рубежах, выполняя социально значимую работу. Альтернативщиков задействуют в организациях здравоохранения, социальной сфере, ЖКХ, в сельском, лесном хозяйствах и др. Их служба будет проходить, к примеру, в больницах сестринского ухода, хосписах, домах-интернатах для престарелых, других социальных и лечебных учреждениях, где штаты небольшие и дополнительная помощь всегда нужна.
Прохождение альтернативной службы практикуется уже в ряде стран СНГ и дальнего зарубежья, в том числе в России, Украине, Молдове, Германии, Австрии, Швейцарии. По данному вопросу в законодательствах государств закреплены два основных подхода. В Беларуси было решено принять за основу подход, согласно которому трудовой договор с солдатом-альтернативщиком не заключается, по своему правовому положению он приближен к солдату срочной службы, хоть и с определенными особенностями.
Как отметила министр труда и социальной защиты республики Марианна Щеткина, представляя в парламенте законопроекты, при их разработке исходили из постулата: условия прохождения альтернативной службы не должны быть более лояльными, льготными по сравнению с условиями прохождения срочной военной службы. В соответствии с этим выработаны следующие условия. Срок альтернативной службы для граждан, не имеющих высшего образования, будет составлять 36 месяцев, для имеющих таковое — 24 месяца (это в два раза дольше, чем при прохождении молодым человеком воинской службы). Рабочая неделя шестидневная, как и в армии. За каждые 12 месяцев службы предоставляется 10 дней отпуска. Предусматривается возможность увеличения отпусков в качестве меры поощрения, а также его уменьшения в качестве меры взыскания.
За гражданами сохраняется право на получение образования в заочной форме и в форме соискательства, для этих целей им могут разрешаться отпуска. Однако эти отпуска не будут входить в срок альтернативной службы, в отличие от других отпусков — по болезни, причинам личного, семейного характера и прочим. Нельзя осуществлять предпринимательскую деятельностью, заниматься иной оплачиваемой деятельностью.
Для граждан, проходящих альтернативную службу, будет устанавливаться ежемесячное денежное содержание в размере 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Предусматривается возможность его повышения: начиная с 13-го месяца на 20 процентов от величины ежемесячного денежного содержания, с 25-го месяца — на 40 процентов. На период прохождения службы граждане безвозмездно обеспечиваются помещениями, пригодными для проживания.
Принятие решений о направлении граждан на альтернативную службу возлагается на призывные комиссии по месту жительства. Гражданин будет иметь право обратиться в соответствующую призывную комиссию не позднее десяти календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу с письменным заявлением. Если комиссия сочтет его доводы неубедительными, она вправе отказать в замене воинской службы на альтернативную. Если принято положительное решение, то в течение пяти календарных дней подается направление для явки гражданина в орган по труду, занятости и социальной защите.
Прокомментировать принятые законопроекты по альтернативной службе мы попросили председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимира Василенко.
— Владимир Николаевич, насколько актуально для нашего общества внедрение в практику альтернативной службы?
— Лично я как гражданин считаю, что каждый молодой человек призывного возраста должен служить в армии. Но если он на самом деле по своим религиозным убеждениям не может служить как положено, у него должна быть альтернатива. В этом отношении мы сделали серьезный шаг вперед. Это решение еще раз подтвердило имидж Беларуси как страны, где с уважением относятся к представителям разных конфессий, что является, на мой взгляд, залогом отсутствия в республике конфликтов на религиозной почве.
— Не даст ли новый механизм повод для злоупотреблений? Не вызовет ли, к примеру, рост числа желающих «сказаться верующим»?
— Прийти в приемную комиссию и сказать, что вера не позволяет мне брать в руки оружие, — этого недостаточно, гражданин должен предоставить объективные факты. На мой взгляд, не в пользу гражданина будут факты, к примеру, привода в милицию, дебоширства, махинаций и т.д.
— Есть ли предварительные расчеты — какого числа белорусских призывников может коснуться это нововведение?
— Предположительно, порядка 100 человек в год, ведь в основном речь идет о представителях лишь некоторых конфессий. Как показывает опыт Российской Федерации, первые три года происходит скачок числа желающих воспользоваться новым механизмом, но потом их количество идет на спад. В настоящий момент альтернативную службу проходит достаточно небольшое по российским меркам число призывников. Можно предположить, что то же самое будет и у нас.
Хочу подчеркнуть, что принятие данных законопроектов — это первый шаг. Пройдет определенное время, будет видно — какие следует внести изменения и дополнения. В Германии альтернативная служба была введена в 1961 году, так что они совершенствуют ее механизм уже не одно десятилетие. Мы тоже будем что-то менять: либо расширять рамки, либо сужать — подскажет сама жизнь.
От закрытия границ, остановки производств в некоторых странах пострадали и пассажирские, и грузовые перевозки во всем мире. А как на кризис, связанный с пандемией, отреагировали белорусские транспортные компании? С какими трудностями пришлось столкнуться и какова ситуация сейчас? Эти и другие вопросы мы обсудили во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА с представителями Белорусской железной дороги, Национального аэропорта Минск и ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».