Все, кто столкнулся с проблемой улучшения жилищных условий, с начала года пристально следят за теми многочисленными изменениями, которые происходят в жилищном строительстве. За это время действительно сделано немало: для того чтобы защитить граждан от рисков при строительстве жилья, изменились условия долевого строительства, введена аттестация специалистов и организаций, предусмотрены дополнительные меры ответственности застройщиков, приняты беспрецедентные меры по решению проблемы долгостроев. О том, какого эффекта удалось добиться благодаря нововведениям и какие еще изменения планируются, БЕЛТА рассказал первый заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Александр КРУЧАНОВ.
Проблемные дома — теперь не проблема
Вопрос с проблемными домами решен, все запланированные к вводу до 1 июля сданы в эксплуатацию. По состоянию на 1 августа текущего года введено 155 домов со сверхнормативными сроками, из них за первое полугодие — 153 дома. «Решить эту задачу удалось, в том числе благодаря постоянному и жесткому контролю со стороны министерства. И эта работа продолжается до сих пор, мы ее не останавливали», — подчеркнул первый замминистра.
Сегодня не введенными в эксплуатацию остаются семь проблемных домов, из них четыре в Минске, а три — в Минской области. Это те регионы, где традиционно выполняются большие объемы строительных работ, поэтому возникли трудности со сдачей. Перенос сроков их ввода был согласован непосредственно с главой государства. «Никаких проблем с этими домами не возникает, думаю, что все они будут введены в запланированные сроки», — отметил Александр Кручанов.
В дальнейшем будет сохранена опробованная в министерстве практика контроля: каждый заместитель министра несет персональную ответственность за ввод жилья в той или иной области.
Альтернативное жилье
Сейчас в Беларуси активно строится арендное жилье. Но те, кто получает такие квартиры, автоматически исключаются из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В Минстройархитектуры считают, что это справедливо.
«Государство у нас не очень богатое, и обеспечить каждого желающего очередника собственным жильем не представляется возможным. Во всем мире доля арендного жилья преобладает над долей частного. Обратите внимание на то, что на очередь сегодня ставят только по показателю недостатка площади, но никак не учитываются текущие доходы граждан. Поэтому на очереди часто стоят даже те, кто имеет возможность взять коммерческий кредит на строительство жилья, однако предпочитают не напрягаться и ждут, что через несколько лет построят дешево, без обременений», — отметил Александр Кручанов.
Именно поэтому предложена альтернатива: либо живи в арендном жилье и снимайся с очереди нуждающихся, либо ожидай своей очереди на строительство недорогого жилья. Как показывает анализ, желающих жить в арендном жилье сейчас, а не ожидать строительства своей квартиры, довольно много.
За первое полугодие текущего года в Беларуси введено в эксплуатацию 96,9 тыс. кв. м общей площади жилых домов арендного типа на 1754 квартиры, в том числе в Минске на 388 квартир, в Минской области — 80, в Брестской — 232, в Витебской — 120, в Гомельской — на 401, в Гродненской — 372 и в Могилевской области — 161 квартира.
Говоря о перспективе выкупа арендного жилья, Александр Кручанов отметил, что пока такой вопрос не рассматривается.
Еще одной альтернативой, но на этот раз жилью в столице и областных центрах, должно стать жилищное строительство в городах-спутниках. С 10 августа этого года вступает в силу указ №214 «О развитии городов-спутников». В соответствии с этим документом городам областного или районного подчинения, поселкам городского типа, расположенным на расстоянии не более 60 км от Минска или областного центра, по решению главы государства может быть придан статус города-спутника. Сейчас к городам-спутникам Минска относятся Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, город-спутник Бреста — Жабинка, спутник Гродно — Скидель.
Что касается кредитования граждан при строительстве жилья в городах-спутниках, то льготные кредиты будут предоставляться в обязательном порядке тем, кто в соответствии с законодательством имеет право на такой кредит. «Указом №13 предусмотрено, что тем, кто предполагает строить жилье в городах-спутниках, кредиты предоставляются сроком на 20 лет. Проценты за пользование этими кредитами составят 10% ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков, но не менее 3% годовых. Например, сегодня это 3%», — пояснил первый замминистра.
В целом же в этом году намечено построить 5 млн кв. м жилья за счет всех источников финансирования, в том числе с господдержкой — 2,5 млн кв. м. При этом на будущее рассматривается вопрос о сокращении строительства жилья с господдержкой. Определенное сокращение произойдет уже в 2015 году.
Стоимость «квадрата»
Так сколько приходится сейчас платить за квадратные метры? По данным Минстройархитектуры, средневзвешенная стоимость 1 кв. м в квартирах типовых потребительских качеств, введенных во втором квартале 2014 года, составила:
— жилых домах КПД — Br6 365,3 тыс. с учетом отделочных работ и Br5 708,3 тыс. без учета отделочных работ;
— жилых домах из кирпича и газосиликатных блоков — Br8 308,9 тыс. и Br7 324,7 тыс.;
— в жилых домах других конструктивных схем — Br7 921,7 тыс. и Br7 068,5 тыс.;
— в жилых домах всех конструктивных схем — Br7 418,7 тыс. и Br6 598,8 тыс.
Причем эта стоимость была сформирована с учетом цены 1 кв. м в так называемых проблемных домах со сверхнормативными сроками строительства, которая значительно ниже стоимости 1 кв. м жилья в домах, введенных в эксплуатацию вовремя.
Следует отметить, что с целью удешевления жилищного строительства для граждан в 2014—2016 годах будет в порядке эксперимента применяться новая формула расчета цены одного квадратного метра возводимого по госзаказу жилья, привязанная к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате работников на месяц приемки дома, с применением коэффициента 1,2.
Застройщика можно будет поменять, а контрактную цену — нет
В последнее время было принято много нормативных правовых актов, которые внесли существенные изменения в законодательство, регулирующее деятельность строительного комплекса страны. Но на этом работа не закончена. Сейчас в разработке находится несколько нормативных правовых актов, в том числе касающихся жилищного строительства. «В указе №174 упоминалось, что облисполкомы и Мингорисполком смогут поменять при необходимости застройщика. Уже подготовлен проект постановления Совмина, определяющего порядок и критерии, в каких случаях возможна замена застройщика. При этом, чтобы не рубить с плеча, предусматривается, что если застройщик не может вовремя исполнить свои обязательства из-за форс-мажора или проблемы несущественны, то местные власти могут и не искать ему замену. Но за срыв застройщик отвечать будет», — сообщил Александр Кручанов.
Также учтено, что новым застройщиком должно быть управление капитального строительства района или организация, имеющая долю коммунальной формы собственности более 50%. Еще один существенный момент — новый застройщик не несет ответственности за действия предыдущего. Кроме того, в течение месяца планируется разработать нормативные акты, которые предусматривают распространение действия 361-го указа о неизменной контрактной цене на бюджетные объекты. В настоящее время эта норма действует при коммерческом строительстве жилья.