(Окончание. Начало в №№2,3,4)
Два миллиона жителей в Минске только с точки зрения цифр кажутся нормальным явлением. Для нашей страны два миллиона жителей — это двадцать процентов населения. Если бы Москва двигалась такими же темпами по приросту населения, то сегодня в ней бы проживало не 10, а 30 миллионов человек. И барьером для безудержного роста в российской столице стали не административные ограничения, а высокая стоимость жилья.
Стремление жить в Минске у граждан нашей страны связано не с каким-то абстрактным желанием или мечтой о столичной жизни. Анализ рынка жилья в областных и районных центрах показывает, что ценовой диапазон там значителен. И основным фактором роста цен в регионах служит наличие рабочих мест. Стало быть, снижение спроса на жилье в Минске — это вопрос не работы строительного комплекса столицы, хотя к нему есть много обоснованных претензий, а в первую очередь развитие инфраструктуры, и прежде всего в промышленных районах столицы.
Все понимают, что реальная себестоимость столичного жилья гораздо ниже. Цена квадратного метра в массовом жилищном строительстве колеблется от 400 до 600 долларов в зависимости от места застройки (разбежка в цене зависит от стоимости подключения к коммуникациям системы ЖКХ). И всем понятно, что у жилищных застройщиков в столице есть сверхприбыль. Минск — не исключение, это проблема всех европейских столиц, и в каждой стране «сверхприбыль» изымается на другие нужды по-разному. И по-разному тратятся эти деньги.
Структура рынка квартир в Минске по комнатам
Претензии к строительной отрасли для многих стали притчей во языцех. Обоснованность претензий по многим параметрам вполне очевидна. Но есть одно но. Невозможно торговать бананами на рынке с рентабельностью в 30 процентов и требовать от строителей работать с 5-процентной рентабельностью. Полгода назад в обзоре о проблемах строительной отрасли один отчаянный защитник прав потребителей рассуждал примерно так: «Все под рукой: вода, гравий, цемент. Все свое, произведенное на отечественных заводах. Ну не может квадратный метр жилья стоить так дорого!». Это из серии, когда простота хуже воровства. То, что строительная отрасль — это целый комплекс сложнейшей в инженерном отношении технологической цепочки, начиная от работы геодезистов и заканчивая сложнейшими расчетами энергетиков и специалистов санитарно-технического профиля, в расчет не берется. По принципу: что вижу, то пою. А вижу только внешнюю картинку.
Но, тем не менее, на сегодня самый болезненный вопрос для многих — это не только и не столько цена квадратного метра, а прежде всего низкое качество и затягивание сроков строительства. И эта проблема носит не эмоциональный, а вполне конкретный финансовый аспект. Прежде всего, это касается небогатых слоев населения. При строительстве элитных домов и качество, и сроки, как правило, соблюдаются. За все недоделки платит потребитель тратами на бесконечные ремонты и перепланировки. И в затягивании сроков есть свой меркантильный резон у некоторых застройщиков с абсолютной возможностью дополнительно получить у населения деньги за возводимое жилье.
Структура рынка квартир в Минске по районам
Прежде всего затяжка сроков строительства бьет по категории льготников. Это абсолютный парадокс, когда застройщик, вместо того, чтобы выплатить неустойку за срыв сроков строительства, требует дополнительного внесения денег за непостроенное жилье. Где берет деньги на строительство гражданин по льготным условиям? В ОАО «Беларусбанк», так определено государственной программой, здесь проблем не возникает. А кто определяет, где будет построен его дом и какая организация будет строить? В райисполкоме. Без вариантов и без выбора. Не хочешь — можешь отказаться, а когда предложат строить квартиру в следующий раз — неизвестно. Первое «знакомство» с подрядчиком происходит в его юридической службе, застройщик обязан подписать договор. Но договором зачастую это назвать сложно, так как договор — это когда договариваются, а в данной ситуации все просто — вам выдают проект договора, где предусматривается возможность дополнительного взыскания с вас денежных средств. И точка. Не нравится договор, не хотите его подписывать — свободны, придет другой на ваше место, благо в желающих построиться недостатка нет. События 2011 года на финансовом рынке были для кого-то трагедией, а для кого-то и средством дополнительного заработка. Практически все частные застройщики, принимавшие участие в Государственной программе по строительству жилья для льготной категории граждан, в 2011 году потребовали дополнительного внесения денежных средств со стороны населения, ссылаясь на изменившиеся индексы строительно-монтажных работ. Аргументы были весомыми — индексы устанавливает Министерство строительства и архитектуры. А вопрос о срыве сроков ввода остался за рамками разговора с застройщиками. Если сказать жестче, его никто из чиновников и ответственных работников строительной отрасли и не поднимал. Это «улица с односторонним движением» — не желаешь соглашаться с новыми условиями, расторгай договор и получай свои деньги обратно, без учета изменений курсовой разницы. А квартира в этом случае переходит в собственность подрядчика. В народе в таком случае говорят: «Свое сами, а ваше с нами». Ужесточение ответственности со стороны подрядных организаций, и прежде всего частной формы собственности, на сегодняшний день один из главных приоритетов в строительной отрасли. Без этого все разговоры и попытки решения проблем строительства так и останутся пустым сотрясанием воздуха. На сегодняшний день для повышения ответственности застройщика и дополнительной защиты дольщика в 2013 году к уже имеющимся механизмам регулирования их взаимоотношений приняты указ главы государства № 263 и постановление Совета Министров №1007.
Жилье — это не только то, что мы видим. Это и массовые коммуникации, дороги, социальные объекты. На все это нужны деньги. Полная либерализация в строительной отрасли невозможна. Государству, помимо стимуляции демографических процессов, придется льготировать через несколько лет и отдельные профессиональные группы. В том числе и строительную. И это не будет чем-то новым, инновацией в этом случае станет подзабытое старое. Даже в далекие 50—60-е годы прошлого века, при избыточном количестве рабочей силы, идущей из белорусской деревни в города, проблема рабочих рук на стройках оставалась. «Пряником» для работы на стройке служило жилье. По неписаному правилу строителям для их собственных нужд оставалось пять процентов построенных жилых площадей. Сегодня многие дефицитные специальности нуждаются в таком же «прянике»: проходчики в метро, водители городского транспорта, рабочие, занятые на крупных предприятиях с вредным производством — литейным, прессовым, гальваническим и так далее. Экономические потребности объективно создадут новую категорию льготников. Льготирование жилищного строительства для массовых рабочих профессий на производстве станет одним из стержней экономической политики.
Разница возрастного уровня в отдельных районах Минска уже сегодня предполагает закрытие социальных объектов в одних местах и постройку вместо них новых во вновь возведенных районах. Это поликлиники и школы, различные социальные объекты широкого назначения.
Вопрос стоимости жилья в нашей столице можно поставить и по-другому: мы не дорого платим, а мало зарабатываем. Но это уже — другая проблема. Помимо того, что жилье нужно иметь, его еще нужно содержать. Где источник издержек в «жировках»? Как преодолеть рост цен в ЖКХ? Это уже — отдельный разговор.