Работа профессионального фотографа во многом сродни мастерству шеф-повара: требует не только досконального знания своей профессии, но и некоторой ловкости рук и недюжинной фантазии. Но при всем этом не содержит ничего сверхъестественного, что не позволило бы любому желающему освоить эту «высокую кухню». Чтобы узнать, как создать настоящий «кулинарный шедевр» — фотографию, которая придется по вкусу и критикам, и типичным пользователям Instagram, корреспондент газеты отправился на фотовыставку Ольги Бубич, которая открылась в художественной галерее «Университет культуры». На снимках запечатлены двадцать портретов девушек и женщин в возрасте от 16 до 37 лет, которые живут в 13 разных странах и ждут свою «вторую половинку». Фотограф, эссеист и критик современной белорусской фотоиндустрии Ольга Бубич рассказала о том, как родился проект «20 женщин».
— Что было самым сложным в подготовке сегодняшней презентации?
— Портреты женщин, которые представлены сегодня на выставке, — мои знакомые и подруги. После того, как мы выстроили доверительные отношения, сделать фотографию не было сложным. Они с удовольствие согласились помочь мне, узнав о готовящемся проекте. Фотография приносит только удовольствие!
— Какими характеристиками должен обладать человек, с которым вы бы провели свою жизнь?
— Человек, рядом с которым я хотела бы провести свою жизнь, созвучен мне эмоционально и интеллектуально. Он чувствителен по отношению к миру, восхищает и вдохновляет меня. Будет справедливо, если я буду обладать такими же свойствами по отношению к нему. Принимая и понимая мое творчество, он должен быть способен создавать «новые миры», чем бы они ни были: текстами, изображениями, музыкой, а может быть, просто чашкой кофе или оладьями на завтрак! Хотелось бы, что он видел во мне не только «преподавателя, фотографа и эссеиста», но и кого-то без титулов и статусов, кого-то совсем с другой книжной полки.
— Планируете ли сделать аналогичный проект, сфотографировав мужчин?
— Этот вопрос я сегодня уже слышала от многих посетителей выставки: кто-то спрашивал в шутку, кто-то достаточно серьезно. Пока я над «второй частью» не думала. Сегодня — открытие фотопроекта, посвященного именно женщинам, решение продолжить исследование будет зависеть от настроения и желания работать и дальше с гендерной и культурной темой. К тому же у меня слишком много других фотографических задумок, с которыми не терпится поработать.
— Вы работаете в разных жанрах фотографии или отдаете предпочтение какому-то одному?
— Мой первый серьезный проект назывался «Город внутри» и был представлен в 2011 году в галерее «Университет культуры». Для выставки были собраны 20 диптихов: с одной стороны был размещен портрет молодого минчанина или минчанки, с другой — фото его/ее любимого места. На сегодняшний день, пожалуй, именно эти два направления и превалируют в моем творчестве — человек и город.
— Когда фотограф начинает зарабатывать на жизнь фотографией?
— Я преподаю английский язык в БГУ, это моя работа. А фотография, скорее, серьезное увлечение. В сфере фотоискусства, как и в любом деле, существуют понятия «творчество» и «ремесло». Если бы для меня приоритетом были деньги, я бы, наверное, фотографировала свадьбы, а не читала лекции о визуальных исследованиях. Когда фотография становится ремеслом для художника, она часто теряет творческую составляющую и приобретает практическую направленность. Что, прежде всего, обусловлено присутствием заказчика, который не только формулирует запрос, но и, к сожалению, часто навязывает свои вкусы и требования, делая невозможным тот самый желанный творческий процесс.
— Как вы относитесь к современной тенденции фотографировать все подряд и редактировать в Instagram?
— К Instagram относиться однозначно невозможно. С одной стороны, это глобальный легкомысленный механизм тиражирования реальности, умножение визуального поля, в какой-то мере обесценивание реальности. Но ведь за каждым снимком всегда стоит человек, не так ли? А если понимать, что снимок — это не просто набор ярких фильтров, но и что-то намного большее, то и Instagram может стать прекрасным инструментом для рассказа истории. Примером может быть концептуальная серия «круглых инстаграмов», созданная белорусским фотографом Валерией Пищук — неповторимый визуальный дневник большого города, которую в сентябре этого года я, как куратор, с удовольствием включила в выставку молодых белорусских фотографов «Одушевленное».
— Что бы вы посоветовали начинающим фотографам?
— Мой совет прост — фотографировать самим и обогащать свою визуальную грамотность: смотреть хорошие снимки, ходить на выставки, не стесняться показывать собственные работы, задавать вопросы, рефлексировать, читать, развиваться и расти!
Иван ГАРГУН, студент Института журналистики БГУ