№48 от 29 ноября 2012 года
Все для комфорта пассажиров
С «Белавиа» можно летать по низким ценам, а до Национального аэропорта Минск скоро можно будет доехать на электричке. Что еще готовят белорусские транспортники, чтобы облегчить соотечественникам и туристам дорожные хлопоты? Об этом рассказал во время online конференции на сайте БЕЛТА министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак.
Корр. БЕЛТА: — Белорусская железная дорога в 2012 году юбиляр. Чем БЖД порадует пассажиров?
— Да, 27 декабря 2012 года Белорусской железной дороге исполнится 150 лет. Сегодня это современная, хорошо развитая транспортная система, эксплуатационная длина которой составляет более 5,5 тыс. км.
Основным инвестиционным проектом БЖД является электрификация. К сожалению, долгое время этим вопросом мы не занимались — за 25 лет не введено практически ни одного километра электрифицированных дорог. В первую очередь будет решаться задача по электрификации направления по 9-му международному коридору на Жлобин, Гомель, Калинковичи.
Второй по значимости проект — развитие нового формата пассажирских перевозок, повышение качества обслуживания пассажиров. В ожидании будущего чемпионата мира по хоккею будут развиваться городские линии в направлении Руденска. В следующем году проект должен быть реализован. Это даст возможность пускать сквозные поезда через Минск — Пассажирский. Продолжится также работа по расширению направлений курсирования поездов городских линий в столичном регионе.
Повышению комфорта пассажиров в значительной степени будет способствовать обновление подвижного состава (электро- и дизельпоездов) и увеличение скоростей движения на наиболее востребованных направлениях.
Нововведения ожидают пассажиров и при приобретении проездных документов. Расширится сеть реализации услуг ж/д транспорта, применение современных информационных технологий при оформлении проезда, в том числе электронной регистрации пассажиров на поезда. Продолжится также реконструкция вокзальных комплексов станций в Бресте и Гродно.
Виктор Кременчик, г. Брест: — Часто езжу на поездах. Насколько выросли цены на билеты с начала года? Будут ли они повышаться в 2013 году?
— В области пассажирских перевозок проводится взвешенная тарифная политика. С учетом социальной значимости перевозок пассажиров в пределах страны тарифы на проезд поездами внутриреспубликанского сообщения регулирует Минэкономики. В настоящее время такие перевозки убыточны. Так, за 10 месяцев текущего года убытки от перевозок поездами региональных линий эконом-класса составили более Br1,2 млрд; региональных линий бизнес-класса и межрегиональных линий — почти Br1,3 млрд.
В текущем году по согласованию с Мин-
экономики тарифы на перевозки пассажиров в пределах республики повышались всего один раз — в июле на 20%. Тем не менее, их уровень остается невысоким. Например, стоимость проезда поездом №651 Минск — Брест в купейном вагоне составляет Br31,8 тыс., в плацкарте — Br23,1 тыс., в общем вагоне — Br14,8 тыс.
В связи с этим Минэкономики поддер-
жало предложение железнодорожников о еще одном повышении тарифов в среднем на 17% до конца текущего года.
Тарифы же на международные пассажирские перевозки устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Железнодорожные администрации имеют право устанавливать повышающий или понижающий коэффициент индексации базовых тарифов.
Так, РЖД с 1 января 2013 года повышает тарифы на перевозки пассажиров в сообщении с Беларусью в среднем на 9—24% в зависимости от календарного времени поездки, расстояния следования и категории поездов (вагонов). Это, конечно, скажется и на гражданах Беларуси. В то же время в сообщении с Украиной тарифы не повышались с 2009 года.
Екатерина Леонидовна, г. Гомель: — Во всех развитых странах на рынке авиаперевозок работают несколько авиакомпаний, в том числе бюджетных. Можно ли ожидать прихода в Беларусь других авиакомпаний, которые смогли бы составить конкуренцию единственному авиаперевозчику?
— Low-cost перевозчик — это авиакомпания, предлагающая крайне низкие тарифы на авиаперевозку в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. Пока бюджетные авиакомпании не выразили готовности к работе на белорусском рынке.
Между тем НАК «Белавиа» приняла решение создать на своей базе гибридную структуру, которая будет сочетать в себе элементы как классической авиакомпании, так и Low-cost. Определенное количество билетов уже продается по весьма низким ценам, но правила использования таких билетов достаточно жесткие (запрет возврата, обмена и т.д.).
При этом «Белавиа» не является единственным авиаперевозчиком на белорусском рынке, а следовательно, и монополистом. Полеты в/из Минска выполняют также Аэрофлот, Аэросвит, Czech Airlines, LOT Polish Airlines, Austrian, AirBaltic, Turkish Airlines, Lufthansa и др.
Вадим Сенько, г. Минск: — Как к чемпионату мира по хоккею в 2014 году готовятся минские таксисты? Каких нововведений в этой сфере услуг стоит ожидать в будущем?
— Для обеспечения транспортного обслуживания участников и гостей чемпионата мира по хоккею в 2014 году предусматривается, в частности, укомплектовать диспетчерский состав служб автомобилей-такси англоязычным персоналом и разработать для водителей такси памятки для минимального общения на английском языке.
В целях повышения качества и безопасности перевозок пассажиров автомобилями-такси готовится ряд проектов нормативных правовых актов. Так, с 1 января 2014 года предполагается ввести ограничение срока эксплуатации автомобилей-такси 10 годами с момента их изготовления. При этом автомобили-такси с превышением данного срока, допущенные в установленном порядке к выполнению перевозок пассажиров до
1 января 2014 года, могут использоваться для этих целей до 1 января 2016 года.
Также планируется установить требования к внешнему виду водителей, в том числе запрет на использование рабочей, спортивной и домашней одежды и обуви.
Кроме того, предусматривается ввести карту соответствия транспортного средства требованиям нормативных правовых актов и регламентировать гражданско-правовые отношения при обеспечении перевозок пассажиров автомобилями-такси между всеми субъектами (местный исполнительный и распорядительный орган, оператор перевозок пассажиров автомобилями-такси, диспетчер такси, перевозчик).
Екатерина Колосова: — Минтранс рассматривает варианты создания железнодорожного сообщения между столицей и Национальным аэропортом Минск. Когда могут быть приняты конкретные решения?
— Железнодорожная ветка в Национальный аэропорт Минск уже существует. По ней поставляются грузы. Она не используется для пассажирского движения. В то же время нет препятствий для того, чтобы по этой ветке возить пассажиров и работников Национального аэропорта Минск. Такие планы есть, и расчеты уже ведутся.
В ближайшей перспективе мы, скорее всего, будем использовать действующую железнодорожную линию, которая проходит через Смолевичи, до Национального аэропорта Минск.
Основная проблема — подсчитать экономическую целесообразность проекта, чтобы на системной основе запустить пассажирское движение. Все равно внутренние перевозки убыточны, но мы должны дойти до уровня окупаемости в 60% — это даст основания запустить по этой ветке пассажирское движение в аэропорт.
Обсуждаются и планы по строительству отдельной ветки. Но это затратный проект. Поэтому если и строить, то не железнодорожную линию, а что-то более современное и на более далекую перспективу. Я дал поручение этот вопрос проработать.
Игорь Анатольевич, г. Минск: — Будут ли в Беларуси строить автобаны?
— Я считаю, что в Беларуси на данный момент нет необходимости строить автобаны. У Министерства транспорта и коммуникаций на первом плане другая задача — реализовать программу по введению и реконструкции автодорог под первую категорию. Эта задача уже реализуется в направлении Гомеля, а за два года планируем реализовать в направлении международного транспортного коридора №9 на автотрассе Минск — Гомель.
Беларусь близка к введению автобанов, но экономика и финансирование дорожного хозяйства, а также оценки министерства показывают, что работа, которая осуществляется сегодня по реконструкции дорог, гораздо эффективнее, чем строительство автобанов.
Марина Леонидовна Бурчук, г. Барановичи: — Будут ли повышаться скорости на железнодорожном транспорте?
— БЖД, внедряя региональные линии бизнес-класса, реализует возможности передвижения на высоких скоростях. Сегодня железнодорожникам поставлена задача пустить пассажирское движение от Барановичей до Бреста на скоростях 160—180 км/ч. Это не сильно загруженный участок по грузовому движению. Определенные работы там уже ведутся. В ближайшее время мы эту скорость реализуем.
Также проводится работа по увеличению скоростей движения на участке Красное —
Минск — Брест. В текущем году на этом участке выполнено 57,3 км восстановительного ремонта пути, уложено 28 скоростных стрелочных переводов. Это дает возможность повысить скорость движения поездов по станциям Хлюстино, Новосады, Грицевец, Лесная, Доманово до 140 км/ч и сравнять ее со скоростью прилегающих перегонов.
Екатерина Игоревна, г. Минск:
— Планируется ли и как скоро строительство третьего кольца в Минске?
— Скорее, не в Минске, а в Минской области. Третье кольцо облегчит проблемы Минска. Сегодня Минская кольцевая дорога фактически превращается в городскую улицу. Застройка вокруг кольцевой дороги ведется интенсивно. С появлением новых объектов будет появляться все больше съездов, выездов. Все это уменьшает пропускную способность этой дороги. Потребность такая имеется. В наших планах строительство не полноценного кольца, а его элементов.
Екатерина Самохвалова, г. Минск:
— Планируется ли обеспечить пассажиров поездов дальнего следования белорусского формирования доступом в интернет в 2013 году?
— Я настороженно отношусь к тому, чтобы развивать эту услугу. Вопрос, я так понимаю, идет не о платной услуге. Для железной дороги перевозки пассажиров в целом убыточны. И есть какая-то граница расходов, поэтому надо делать выбор: или улучшать еще больше международный сервис, или все-таки улучшить сервис в каком-нибудь региональном поезде. Приходится взвешивать, как использовать заработанные деньги, чтобы и сервис для пассажиров поддерживать на достойном уровне, и рационально расходовать средства. То есть об этом говорить преждевременно (о предоставлении услуг Wi-Fi. — Прим. БЕЛТА).
Александр Вихров, г. Минск:
— Минск расширяется, будут города-спутники. Как вокруг Минска будет развиваться транспортная система, достаточно ли той инфраструктуры, которая есть? Не придем ли мы к тому, что делается вокруг Москвы?
— Да, объективно проблема существует. И, наверное, назрела необходимость действий, чтобы не прийти к какому-то неразрешимому коллапсу. И я внесу такие предложения в координационный совет по перспективному развитию для того, чтобы выработать программу развития минского транспортного узла, скажем, до 2020 года.
Причем надо иметь в виду не только сам Минск, но и прилегающие территории.
Если говорить о дорогах, то на сегодняшний день республиканские, местные автомобильные дороги развиваются не такими темпами, как хотелось бы. Есть планы по развитию железнодорожного транспорта — это строительство третьих путей, устройство пересадочных узлов. В ближайшее время будет обсуждаться в Мингорисполкоме транспортное обеспечение планируемого нового микрорайона Зеленый Бор.
Но вопрос гораздо сложнее. Можем ли мы сегодня предложить человеку такой вариант: он доезжает на своем автомобиле до ближайшей ж/д станции — Ратомки, например, или Заславля, садится на городские линии и едет в Минск на работу? Такая система есть за рубежом. Но не всякий захочет выходить из своей машины за городом и садиться в электричку. Он едет в город и стоит в пробках...
Полная версия online конференции размещена на сайте БЕЛТА в разделе ONLINE КОНФЕРЕНЦИИ.