Недавно медиа-холдинг Mail.ru Group и портал TUT.BY провели исследование, согласно которому более половины белорусов пользуются интернетом. А значит, реклама здесь стала намного эффективней. Не случайно доля затрат на медийную рекламу белорусскими компаниями увеличилась на 10%. Очевидно, что такой перспективной отрасли необходимы специалисты, такие как PR-менеджер или менеджер по продвижению сайтов и услуг. Но белорусские вузы не спешат вводить обучение таким профессиям, ограничиваясь несколькими спецкурсами. Значит, приходится искать работников среди других специальностей. Только вот вопрос: выбирать их из гуманитариев или технарей? Ведь человеку, который занимается продвижением и рекламой строительного сайта, требуются в работе как технические навыки, так и гуманитарные! А что делать молодежи, которая хотела бы реализовать свой талант в современной ИТ-сфере, какой путь предпочтительнее — технический или гуманитарный?
...во время учебы
Наверное, нет такого студента, который не хотел бы найти себе дополнительный заработок. Но одно дело — в свободное от учебы время работать в магазине или кафе и совсем другое — по специальности. Ясно, что последний вариант предпочтительнее. К сожалению, не все имеют возможность работать по профилю будущей специальности еще в годы учебы.
«Я не могу работать по своей специальности по несколькимх причинам, — объясняет студент четвертого курса энергетического факультета БНТУ Никита Кульчинский. — Во-первых, трудоустройство с моей будущей профессией без опыта работы практически нереально. А во-вторых, невозможно в этой области найти вакансию с гибким графиком, т.к. я учусь на дневном отделении. Вот и приходится работать агентом по недвижимости, потому что там основная часть дел приходится на вечернее время».
В технических вузах перспектива одновременно учиться и на практике осваивать свою профессию возможна только при заочном обучении. «У меня нет знакомых студентов БНТУ дневного отделения, которые работали бы по специальности, — добавляет Никита. — Но вот выпускники-заочники — другое дело. Среди них много таких, кто еще во время учебы начал работу на предприятиях».
Но совсем иначе выглядит ситуация для студентов гуманитарных вузов. Возможностей для работы во время учебы тут намного больше — достаточно открыть любой сайт с вакансиями, чтобы обнаружить предложения для переводчиков, журналистов, копирайтеров, где возможна удаленная работа, есть гибкий график и не требуется большой опыт.
«Я знаю очень многих ребят, которые учатся на дневных отделениях гуманитарных вузов и одновременно работают, — рассказывает Анастасия Жильцова, студентка четвертого курса Института журналистики БГУ. — Чаще всего, это почти всегда работа на полставки или внештатное сотрудничество. Да я и сама сейчас подрабатываю фотокорреспондентом на одном из спортивных сайтов».
Как видно, в студенческие годы гуманитарии имеют возможность к концу учебы приобрести практический опыт. Техническое же образование работает на перспективу.
...и после нее
Несомненно, студенческая пора закладывает основы того, чем человек будет заниматься дальше. Но сейчас ситуация такова, что одного профилирующего образования недостаточно. К примеру, работа бухгалтером на медицинском предприятии требует специфических знаний, которых на экономических факультетах не дают. На получение второго высшего образования многие не идут. Что же делать в такой ситуации?
Выход здесь один: использовать все знания, приобретенные за годы обучения, и опыт первых лет работы. «Мне журналистское образование пригодилось однозначно, — делится своим опытом Анастасия Самусенко, ассистент режиссера киностудии в Санкт-Петербурге Cinematronic Studio и менеджер рок-группы Soul Emigrant. — С момента окончания журфака БГУ в 2006 году я прошла путь от корреспондента радиостанции до шеф-редактора специализированного журнала «Кадровая служба» в Минске, PR-директора крупной российской ИТ-компании. Сейчас я работаю в кино..
Я думаю, достаточно краткосрочного обучения, чтобы систематизировать свои знания, полученные «до», и добрать новые. Я всегда так учусь всему новому. PR-директором стала после того, как прошла курсы в Институте PR в Минске. Сейчас собираюсь писать сценарий полнометражного фильма. Для этого изучаю книгу Александра Митты «Кино между адом и раем», и структура сценария тут же складывается у меня в голове. Мне не надо еще несколько лет учиться в другом вузе, чтобы получить знания в той или иной области. Первое высшее образование научило быстро схватывать знания в новой области.
Вот и получается, что образование — это платформа, на которой можно строить карьеру даже в смежных областях. Особенно сейчас, когда на рынке труда наиболее востребованы специалисты смежных дисциплин — как технических, так и гуманитарных.
Вот что думает по этому поводу Алексей Дрозд, заместитель PR-директора компании по информационной безопасности: «Я закончил физический факультет БГУ. Журналистикой начал заниматься в 2010 году. От скуки. Работа по вузовскому распределению занимала лишь половину дня. В то же время у друга, который работал в газете, столько свободного времени не было. В общем, он и предложил мне написать что-нибудь в их издание. Написал — им понравилось».
Несмотря на свою работу в сфере PR и журналистки, Алексей не считает, что вузовская специальность оказалась бесполезной для него: «Техническое образование мне пригодилось в новой работе. Благодаря ему не было трудностей ни с написанием материалов на IT-тематику, ни с фоторепортажами из IT-компаний, ни с обзорами техники. На ниве информационной безопасности очень помогает тот ум, который получился после «огранки» физическим факультетом».
В общем, прошло то время, когда технарь занимался лишь своей специализацией, а гуманитарий — своей. Новые технологии породили новые профессии, в которых стирается подобное разграничение, и важно лишь знание дела и желание успешно его реализовать.
Александр ВАШКЕВИЧ, студент Института журналистики БГУ