Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



Искусство

№12 от 19 марта 2020 года

Иван И. Твердовский: «Документальное кино формирует тренды»
Иван И. Твердовский: «Документальное кино формирует тренды»

Его первая полнометражная работа «Класс коррекции» взяла приз за лучший дебют на «Кинотавре» и главный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах. И о нем, 26-летнем, заговорили как о ярком режиссере и создателе нового стиля в российском кино.

В рамках фестиваля мобильного кино VOKA Smartfilm состоялись творческая встреча с Иваном И. Твердовским и специальный показ фильма «Подбросы».

Перед общением со зрителем у корреспондента «7 дней» была возможность немного поговорить с режиссером о неразвлекательном кинематографе.

– Сегодняшняя встреча называется «Авторское кино в современном искусстве». А разве может быть не авторское? У каждого художественного произведения есть создатель…

– Раньше развлекательный кинематограф и содержательный смежно существовали. Сегодня мы видим абсолютное расхождение: большой индустриальный кинематограф исключительно развлекательного свойства, и то, что мы называем авторским, – содержательное кино. У них разные принципы, задачи, мессенджеры и производство.

– Вы выбрали для себя авторское кино?

– Я, к сожалению, заложник этого. Во-первых, воспитан в семье, где отец – режиссер-документалист. Он меня этим «кормил». Потом поступил во ВГИК к Алексею Учителю, который занимается авторским кино. Не могу сказать, что у меня не было выбора, но оно изначально вызывало интерес, подпитывало. Кинематограф появился как документальный – «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда»… Документальное кино формирует тренды, которые потом подхватывают остальные кинематографии, в том числе и анимация. Такое кино ближе к насущным социальным вопросам. Мне кажется, что в любое время оно интереснее, чем художественное. Потому что говорит о нас.

– Вы и режиссер, и сценарист, и оператор, и художник… Один можете заменить съемочную группу?

– Мне это все вместе приписывают, потому что я когда-то занимался документальным кино. Собственно, с него и начинал. И до дебютной художественной картины «Класс коррекции» у меня было восемь документальных фильмов. В них был и художником, и сценаристом...

– Не боитесь, что кто-то из подростков, посмотрев, например, «Собачий кайф», захочет поиграть в такие же опасные игры?

– А кто-то из девушек прочтет «Анну Каренину» и прыгнет под поезд, а после знакомства с произведением Достоевского возьмет в руки топор… Нет, не боюсь.

Важно, чтобы после просмотра фильма появился запрос на саморефлексию. Особенно если это подросток, который сталкивается в жизни с тем, что есть в кино. Он задает себе вопросы: для чего я это делаю, что со мной происходит, чего мне не хватает?

Когда я делал фильм «Собачий кайф», нас очень вдохновляли ролики, которые мы видели на Ютьюбе. Снятые на мобильные, плохого разрешения. Подросток хотел сыграть в «собачий кайф» и покончил с собой – повесился в кадре. Мне хотелось использовать этот материал как хронику, но я понимал, что не могу его вставить в «тело» картины, потому что она живет по своей художественной стилистке, которую нельзя разрушить. Мы нашли место ролику в самом финале.

– Какие социальные проблемы хотели бы еще поднять в кино?

– Материал, над которым сейчас работаю, касается гендерного вопроса. История трансгендерной женщины, которая стала мужчиной и в нашей социальной реальности пытается заслужить право на любовь. Звучит просто и даже сопливенько, но там интересная человеческая история про взаимоотношение матери и сына. Я его называю сыном, хотя это дочь. Происходят очень важные вещи, про которые только один раз в жизни случается поговорить.

Фото предоставлено организаторами фестиваля

Заканчиваю работу над картиной «Конференция». Захват заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году – это самое страшное, что происходило в моем городе, практически рядом с моим домом. У нас погиб одноклассник. Это сильные воспоминания моего подросткового возраста.

Моя задача была уйти от документальной реальности, не реконструировать событие, а делать историю про людей, которые пропустили это событие через себя, через огромное временное окно – 17 лет прошло. Людей, которые не могут с этим справиться.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Мелодия настолько завораживала слух, что хотелось зайти под своды святыни, чтобы внимательнее прислушаться. Из таинственной глубины храма звучал орган!

На Пятом фестивале документального кино стран СНГ «Евразия.DOC», который недавно прошел в Смоленске, среди шести фильмов-победителей и белорусская картина «ICH война».

Сёлета святкуем 115 год з дня нараджэння пісьменніка і навукоўцы Петруся Броўкі.

Наша навамодная кватэра ў папулярным стылі Japandi (камбінацыя скандынаўскіх і японскіх дызайнерскіх традыцый) на самой справе з’яўляецца роднай беларускай хатай.