Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>



Искусство

№5 от 04 февраля 2021 года

Три жизни Золушки
<STRONG>Три жизни Золушки</STRONG>

Сын Юлий нашел ее в небольшой варшавской квартире, лежащей на кровати. Она так и не дотянулась до лекарств на прикроватной тумбочке. Юлий просидел рядом с матерью еще несколько часов – ее смерть потрясла его. Ведь еще вчера они, смеясь, обсуждали по телефону какие-то планы. Так в канун Нового 1988 года ушла из жизни Янина Жеймо, легендарная и непревзойденная Золушка советского кинематографа, родившаяся в Волковыске. Даже сегодня, бывая на могиле актрисы на Востряковском кладбище, можно увидеть, как люди восхищенно шепчутся: «Это та самая Золушка» – и кладут букеты...

 

Жизнь первая: цирковая
Янина родилась 29 мая 1909 года в семье цирковых артистов. Ее родители и три сестры работали наездниками, гимнастами и эксцентриками. Папа был поляк, мама – русская. Мать вспоминала, что родила Янину в цирке сразу после представления, в котором исполняла сальто-мортале. В трехлетнем возрасте маленькая Янина сама начала выступать на арене. И однажды это чуть не закончилось трагедией: маленькая наездница сорвалась с лошади, выполняя сложный трюк.     
Подрастающая девочка с гордостью смотрела на афиши с надписью: «Цирковая труппа – семейство Жеймо. Вольтаж, воздушные гимнасты, комические антре, музыкальные эксцентрики». Ей нравились бравурная музыка, букеты, летящие в воздух, шум аплодисментов и тишина в тот момент, когда у зрителей перехватывало дыхание при виде маленькой девочки под самым куполом цирка.
Когда Янине исполнилось 14 лет, в семью пришла беда: отец умер в Петрограде прямо в день своего рождения. И мать, оставшаяся за главу семейства, решила вместе с дочерьми покорять эстрадные подмостки: они втроем научились играть на ксилофонах и организовали труппу «Трио Жеймо». Исполняли номер «Музыкальные эксцентрики», который имел большой успех у зрителей северной столицы.
Именно этот номер в значительной степени повлиял на судьбу нашей героини. Таскать тяжелый ксилофон в руках было неудобно, поэтому Янина научилась носить его на голове. И это сказалось на ее позвоночнике: девочка-подросток перестала расти. В дальнейшем эти ее 147 сантиметров от земли до макушки определили актерское амплуа – травести, вечного подростка.

Жизнь вторая: кинематографическая
Петроград начала 1920-х годов чем-то напоминал Париж времен импрессионистов или Москву эпохи оттепели. Повсюду витал дух свободы и творчества. В 1921 году молодые режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг основывают Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС), творческое объединение, выступающее в роли театральной и киномастерской. В будущем оно станет основой знаменитой киностудии СССР – «Ленфильм».
Одним из принципов создания «нового искусства» Козинцев и Трауберг считали заимствование лучшего из цирка, мюзик-холла и народного балагана. Поэтому когда в 1924 году, по воспоминаниям Григория Козинцева, «клоун Жорж привел в ФЭКС пятнадцатилетнюю Жеймо», ее взяли без раздумий – цирковой опыт был беспроигрышным входным билетом в кинематографическую мастерскую. В 1929-м Янина окончила учебу в ФЭКС и снялась в нескольких ролях второго плана («Дорога в мир»,1929, «Ищу протекции», 1932 и других).
Кинематографическая слава пришла к ней в 1934 году. Писатель Евгений Шварц в соавторстве с Николаем Олейниковым задумывает серию фильмов с главной героиней Леночкой, школьницей, попадающей в комические приключенческие истории. Первый фильм цикла «Разбудите Леночку!», немая короткометражная лента, имел большой успех у зрителей. Жеймо играла школьницу так самозабвенно и комично, что, по воспоминаниям самой актрисы, на просмотре в Доме кино «даже Эйзенштейн смеялся, как ребенок».
Среди более 30 ролей в кино Янина Жеймо особо выделяла одну – роль в киносборнике 1943 года «Белорусские новеллы». В нем она играет Пчелку, юную девушку, которая по примеру Ивана Сусанина заводит фашистских оккупантов в непроходимые топи болот. После выхода ленты на экраны Янина получала мешки писем от бойцов с фронта, адресованных «Белоруссия. Пчелке».


Жизнь третья: сказочная
Как утверждал классик, в жизни каждого из нас есть место сказке. Именно такой сказкой, перевернувшей всю жизнь Янины Жеймо, стал фильм «Золушка», снятый режиссером Надеждой Кошеверовой в 1947 году. Мало кто знает, что в это время актриса тяжело переживала семейную драму. Двумя годами ранее ее супруг, Иосиф Хейфиц, считая актрису погибшей во время бомбежки, женился на другой. Когда выяснилось, что Жеймо жива, он не стал ничего менять и сообщил, что не собирается отдавать ей детей. Янина была на грани самоубийства...
Надежда Кошеверова вспоминала, как в 1945-м, возвращаясь из эвакуации, встретила ее, маленькую и растерянную, сидящую прямо на голом полу вокзала. Режиссер взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…». По ее просьбе писатель Евгений Шварц написал сценарий специально «под Жеймо».
Янине в то время было 37 лет. Съемки с ее участием происходили всегда во вторую смену, после обеда, потому что Янина была непреклонна: «утром лицо не то». Пробы проходили и другие претендентки на роль Золушки, но режиссеры отстояли Жеймо. Василий Меркурьев, сыгравший ее отца, в жизни был старше актрисы всего на 5 лет. На роль принца утвердили 34-летнего Алексея Консовского, чтобы пара смотрелась гармонично.
Жеймо сильно похудела за годы войны. Ее направили в санаторий, поставив задачу – набрать пять кило. Фаина Георгиевна Раневская, сыгравшая мачеху, тоже была исхудавшей и не походила на сытого домашнего тирана. В кадре ей клеили нос, а за щеки набивали вату.
 Костюмы к фильму шила вся съемочная группа – из занавесок и скатертей. Часть платьев были трофейными, из берлинского оперного театра. И только туфельки Золушки под заказ изготовил профессиональный сапожник – у актрисы был 31-й размер обуви.
Антикварную мебель для создания интерьера дворца приносили из дома. Бальную залу и другие помещения выстроили осенью на «Ленфильме». Павильоны не отапливались, актеры в шикарных нарядах укутывались в телогрейки, сбрасывая их по команде: «Мотор!». 
«Золушку» впервые показали в 1947-м в Доме кино в Ленинграде. Дальнейшая премьера была действительно мировой:
28 ноября 1947 года ленту демонстрировали в Финляндии,
23 декабря – в Австрии, 24 марта 1948-го – во Франции, 13 ноября 1949-го – в Швеции, 24 марта 1951-го – в Японии.

 

P.S. Роль Золушки стала самой значимой и фактически последней в жизни Янины Жеймо. После нее актриса занималась только дубляжом. Ее голосом говорили  Герда в мультфильме «Снежная королева» (1957 год), а также Джина Лоллобриджида и Николь Курсель во французских и итальянскихкинолентах, демонстрирующихся в СССР. Остаток жизни Жеймо провела в Польше со своим третьим мужем, кинорежиссером Леоном Жанно.

 

Александр КАРАБЛИКОВ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Исполнитель класса Чезаре Сьепи – так зарубежные критики называют народного артиста Беларуси Владимира Петрова. Легендарный оперный певец в этом году отмечает 35-летний юбилей на сцене, а 3 февраля ему исполнилось 65 лет. О семье, необычных увлечениях и самых ожидаемых премьерах
он рассказал в эксклюзивном интервью газете «7 дней».

Мелодия настолько завораживала слух, что хотелось зайти под своды святыни, чтобы внимательнее прислушаться. Из таинственной глубины храма звучал орган!

На Пятом фестивале документального кино стран СНГ «Евразия.DOC», который недавно прошел в Смоленске, среди шести фильмов-победителей и белорусская картина «ICH война».

Сёлета святкуем 115 год з дня нараджэння пісьменніка і навукоўцы Петруся Броўкі.