Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>



Культпоход

№3 от 17 января 2019 года

Дом, милый дом
Дом, милый дом

Приходишь на книжный сайт, привлеченный баннером: мол, ребята, ау, все сюда, мы вам порекомендуем 40 лучших книг. Наверняка многое отсюда вы уже читали, но если вдруг что-то нет – обязательно поставьте галочку «Планирую прочесть». Не пожалеете!

И веришь, берешь первую из списка, тем более автор уже знаком, хорош и смог достучаться до твоего сердца. Начинаешь читать и как-то уже не веришь, постоянно возвращаясь к обложке. Это точно он? Дэвид Митчелл?

…Какое у режиссеров и писателей жанра хоррор излюбленное событийное место для всяких ужастей и прочих мурашек по коже? Если вы разбираетесь в вопросе, ответите сразу же, не задумываясь: старое здание. И будете правы. Так что в новом романе англичанина Дэвида Митчелла «Голодный дом» в этом плане открытий никаких. Впрочем, и в других планах – увы и ах.

Если бы мне дали прочесть две книги – «Облачный атлас» и «Голодный дом» – не указав автора, я бы дала голову на отсечение, убеждая, что их писали два разных человека. Разного возраста. Разного таланта. Разного мировоззрения. Да вообще, чего там – проживающих в разных галактиках! Ну не может писатель быть настолько гениальным и настолько посредственным одновременно! «Может», – невозмутимо ответил Митчелл, дописав последние строки «Голодного дома».

Я не буду проводить скрупулезный сравнительный анализ этих книг, но если «Атлас» советую горячо и беззаветно прочитать, то «Дом» могу порекомендовать лишь преданнейшим ценителям мистики, Дэвида Митчелла и старых домов.

На самом деле пенять автору на выбор главного персонажа – дома как такового – я не могу. Мы знаем немало прекрасных и завораживающих историй со старыми, враждебно настроенными зданиями. Тот же Стивен Кинг с его «Особняком «Алая роза», Ширли Джексон – «Призрак дома на холме», Джеймс Герберт – «Тайна Крикли-холла». Ну это так, навскидку.

Здесь же начинающаяся довольно заманчиво, не могу не признать, история из динамичного, с полунамеками и недосказанностями, рассказа очень быстро превращается в нечто невнятно-тягомотное. Как будто начинал писать молодой пышущий энергией человек, который свято верует в то, что он вдохнет в избитую тему старых домов новую жизнь. Придаст колорита, удивит читателей и заставит их делиться друг с другом восторженными отзывами. А заканчивал разочарованный в жизни старик, который уже понял, что ничего нового в этот мир не привнесешь, красок не добавишь. Но раз уж начал, надо же как-то закончить. Ну хоть как-то. Да хоть бессвязным бормотанием!..

Итак, фабула. Она проста донельзя. Есть такой хитрый домишко (не путать со «Скрюченным» Агаты Кристи!), который прячется меж других зданий. И попасть в него не так-то и просто, ибо не каждому позволено, но выбраться еще сложнее. К тому же появляется домичек на свет божий раз в девять лет. Ну вот такой бродяга, да. С кем не бывает, в самом деле. Структурно повествование делится на пять историй разных людей, попавших, как говорят, не в то место и не в то время, то бишь – в этот самый таинственный дом. С каждой историей мы узнаем о доме все больше: как он, собственно, докатился до жизни такой и кто в этом виноват. Как вы уже догадались (ну это и из названия понятно), никакими добрыми надеждами и счастливой жизнью в здании не пахнет. Разве что для брата и сестры, которые… Ладно-ладно, молчу, вдруг все же вы решитесь тоже полистать страницы нового романа Митчелла.

N.B.

Джеймс Баллард. «Высотка»: «Ничего не ждешь – не испытаешь разочарования».

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


Его называют человеком-оркестром. Александр Адабашьян великолепен во всем, за что берется.


Говорят, последнее дело – судить о книге по обложке. Но именно так ко мне попал новый бестселлер Джоджо Мойес.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о…». В этот раз речь не о шекспировских героях.

Помните, как о состоянии Буратино судили лекари из сказки «Золотой ключик»: «Пациент скорее жив, чем мертв»?