Минску — 950 лет

№34 от 24 августа 2017 года

Анатолий Ярмоленко: «Песня моя – Беларусь»
Анатолий Ярмоленко:   «Песня моя – Беларусь»

В нашей стране не только настоящий поэт, но и большой певец «гораздо больше, чем певец». Это лидер мнений, человек, к слову которого прислушиваются и кого потом цитируют. Когда Ярмоленко рассуждает о том, что между таянием ледников и культурным апокалипсисом есть взаимосвязь, в нем говорит философ и гражданин, которому далеко не безразлично, какое наследство останется внукам. Именно он – народный артист Беларуси, почетный гражданин Минска сегодня гость рубрики. У певца в копилке множество званий и наград, но во многих интервью он не раз подчеркивал, что званием почетного гражданина Минска особенно дорожит. Ведь если прикинуть, то даже народных артистов больше, чем почетных граждан столицы!

Мечта о столице

...В свой «дозвездный» период Анатолий Иванович жил в Гомеле. Но часто наведывался с гастролями в столицу, у него даже «свой» номер был в гостинице «Минск», окна которого выходили на Главпочтамт. Когда приезжал с детьми, они с огромным любопытством в праздники усаживались у окошка, чтобы поглазеть на парад.

Он признается, что не раз пробегала шальная мысль: а вдруг Минск – это и есть судьба, город, в котором суждено жить и работать?

Потом в семье случилась беда – заболела супруга, Раиса Ивановна, и они чуть было не переехали на ПМЖ в Вильнюс.

Благо к тому времени у Анатолия Ивановича уже были влиятельные друзья: его поддержали композитор Игорь Лученок и секретарь ЦК КПБ Анатолий Малофеев. И у восходящей звезды появилась возможность построить кооперативную квартиру в микрорайоне Серебрянка. Так и оказалась семья Ярмоленко в Минске.

По всему земному шару

Анатолий Ярмоленко родился в 1947 году в Гомельской области. В 1974-м окончил Гомельское музучилище. В том же году основал ВИА «Сябры» и является его бессменным руководителем на протяжении более сорока лет.

Его песни сопровождают нас по жизни – «Алеся», «Глухариная заря» и «Печки-лавочки», «У криницы» и «Завалинка» (О. Иванов, А. Поперечный), «Беловежская пуща», «Белоруссия» (А. Пахмутова, Н. Добронравов), «Полька белорусская» (И. Лученок, Л. Дранько-Майсюк), «Переживем» (Н. Сацура, В. Ковальчук) и многие другие. Их поют на концертах ближнего и дальнего зарубежья, многие стали народными, застольными, песнями, про которые уже не одно поколение почитателей творчества ансамбля говорит: «Это наши песни!»

Творческая биография ансамбля «Сябры» насчитывает

20 альбомов, большинство записаны на фирме «Мелодия», из них – 8 дисков-«гигантов». Выпущено 14 CD-альбомов в разных странах, множество аудиокассет. 

Сегодня ансамбль в расцвете творческих сил, соединяет в себе традиции и современность, записывает новые альбомы и постоянно представляет новые и новые песенные шедевры, которые сразу принимаются и постоянными поклонниками, и молодежью.

«Сябры» выступали практически на всех самых престижных концертных площадках бывшего Советского Союза, много гастролировали за рубежом, неоднократно бывали в США, Индии, Польше, Германии, Финляндии, во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки. В 2008 году ансамблю присвоено почетное звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь».

До абсурда не доходит

Название ансамбля – «Сябры» – обязывает жить в дружбе и согласии, однако в самой природе творчества заложены конфликтность, парадоксальность, если хотите…

«Конфликты, конечно, были и у нас, но все они имели характер творческих дискуссий. Если себя все время только хвалить, можно зажиреть, распухнуть от важности и не заметить, как потеряешь то, что интересует зрителя», – рассуждает Анатолий Иванович. – У нас в коллективе постоянно происходят творческие споры, обмен мнениями, но мы никогда не доводим ситуацию до абсурда или развала».

Художественный руководитель спокойно реагирует на то, что его иногда называют диктатором.

«Я ведь «демократический диктатор». Всегда внимательно выслушиваю человека, терпеливо пытаюсь объяснить, что тот мыслит очень узко, смотрит всего на два шага вперед, а я – в силу своей должности и ответственности – на двадцать, – объясняет он свою позицию. – Я вырабатываю стратегию ансамбля, а потому должен знать, что произойдет «за поворотом», каковы тенденции мирового музыкального рынка и наше место в нем».

Живая легенда?

На вопрос о том, как относится к тому, что его называют живой легендой, отвечает: «Это придумали журналисты, с моей стороны было бы смешно и глупо так заявлять, и тем более давать оценку своему творчеству, это делает зритель, который выкладывает свои кровные копейки и идет на концерт. Слава к нам приходит «между делом», а для артиста награда высшей пробы – признание зрителя».

Об искусстве

«Вообще, падение эстетического вкуса – общемировая тенденция. За мой короткий век вижу, как деградирует искусство, как понижается творческая планка, как выхолащивается высокохудожественное, самобытное, оригинальное…

Кстати, белорусский шоу-бизнес гораздо целомудренней, чем остальные. У нас не было «чернухи», как в российской эстраде, когда полураздетые, без зубов артисты выбегали на сцену. Осталось только, простите, снять штаны и показать все свои «возможности». Вначале, безусловно, все будут шокированы, возмущены, а потом привыкнут, кто-то из маститых заявит, что, собственно, не так все уж и плохо выглядит, что в таком образе нечто есть…»

Не растерять основ

«Я вообще идеалист и считаю, что мы можем принимать самые правильные законы, но в безнравственном обществе они не будут срабатывать. Если человек морально не подготовлен к ним, он всегда найдет способ их нарушить.

Беларусь – это островок, который в силу определенных обстоятельств еще держится на нравственных началах. В других странах мне как артисту, возможно, жить доходней, прибыльней, а для души и сердца приятней, чище и нравственнее здесь. Никогда не возникало и мысли о том, чтобы уехать отсюда. Нужно, конечно, прикладывать усилия, чтобы взять все лучшее из зарубежного опыта, но нельзя растерять и своих основ – душевного, нравственного отношения между людьми…»



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Игорь Михайлович отмечает, что не имеет ничего против того, чтобы его песни считали народными, но ему все же хотелось бы, чтобы люди знали авторов слов и музыки тех или иных произведений.

Генеральный план развития и реконструкции г. Минска и ПДП центра (1982 г.); Дом приемов СМ БССР на Минском водохранилище (1972 г.); Дом литератора (1976 г.); Крытый каток (1976 г.); жилой район Зеленый Луг (1976 г. ); комплекс Института культуры и Института повышения квалификации (ныне Академия Управления при Президенте Республики Беларусь, 1977 г.); международный аэропорт «Минск-2» (1980 г.); комплекс Управления метрополитеном (1984 г.); культурно-деловой центр Москвы в г. Минске (2009 г.) и многие другие.

За строительство Минского метрополитена Виктор Мицкевич удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

Стиль работы бригады Александра Громова характеризовался тремя «c»: совесть, скромность и справедливость.