Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Минску — 950 лет

№33 от 17 августа 2017 года

Юрий Григорьев: архитектура как творчество
Юрий Григорьев:  архитектура как творчество

«Архитектура – это синтез разных специальностей»,  – такое мнение высказал в одном из интервью гениальный архитектор Юрий Григорьев, человек, вдохнувший в Минск новую жизнь. Юрий Пантелеймонович – академик архитектуры, народный архитектор России, заслуженный архитектор Беларуси, лауреат премии Совета Министров СССР и трех государственных премий Правительства Российской Федерации, лауреат премии Союзного государства и почетный гражданин Минска... Но обо всем по порядку.

Юрий Григорьев родился 29 мая 1932 года в Новгородской области. Но уже в 1944 году стал жителем Беларуси, куда его отца направили на службу после освобождения Барановичей. Минск тогда был весь в руинах... Именно в это тяжелое время у нашего героя и появилась мысль связать жизнь с архитектурой: у него были уже ярко выражены способности к рисованию.

Московский архитектурный институт стал стартовой площадкой для Григорьева. Но, получив образование, Юрий Пантелеймонович принял решение вернуться в Минск. Карьеру архитектора он начал в «Белпром-проекте», в мастерской по разработке генеральных планов крупных промышленных предприятий Беларуси, а затем продолжил в «Минскпроекте», где руководил разработкой и реализацией многих объектов различного назначения. Все это способствовало выдвижению Григорьева на должность главного архитектора города.

Карьерный рост налицо: с 1958 по 1962 год был архитектором, старшим архитектором, руководителем группы архитекторов института «Белпромпроект» в столице. Затем с 1962 по 1974 год Юрия Пантелеймоновича назначили руководителем группы, главным архитектором проектов, руководителем архитектурно-комплексной мастерской Государственного института «Минскпроект». В 1974–1984 годы Григорьев работал заместителем председателя Госстроя БССР,  начальником Главного архитектурно-планировочного управления Мингорисполкома, главным архитектором города. В 1986 году Юрий Пантелеймонович был приглашен в Москву на должность первого заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, где  трудился более 15 лет. Одновременно, с 1994 по 2011 годы, он возглавлял Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии экспериментального проектирования. А с 2002 по 2012 годы работал первым заместителем главного архитектора города Москвы – директором ГУП МНИИТЭП. С 2012 Григорьев стал творческим руководителем МНИИТЭПа.

В числе минских работ Юрия Григорьева – генеральный план города и объекты метрополитена, Дом литератора, ряд НИИ и жилых районов, международный аэропорт «Минск-2»; московских – Интеллектуальный центр с библиотекой, учебный корпус и медицинский центр МГУ на Ломоносовском проспекте, выставочный комплекс «Малый манеж» в Георгиевском переулке, «Берлинский дом» на Петровке, Деловой и культурный комплекс при Посольстве Республики Беларусь в Москве и ряд памятников выдающимся деятелям. Самые знаменитые из них в Минске – архитектурно-художественное решение памятников К. Марксу, В. И. Ленину (1977 год), М. И. Калинину (1978 год) и А. С. Пушкину (1999 год). Кроме того, в послужном списке заслуженного архитектора большое количество работ, которые находятся в Москве: монумент Кириллу и Мефодию на Славянской площади (1992 год, скульптор
В. М. Клыков); памятник Г. К. Жукову на Манежной площади (1995 год, скульптор В. М. Клыков); монумент «Богатыри земли Российской» на Кутузовском проспекте (1995 год, скульптор А. А. Бичуков); скульптура С. В. Рахманинову на Страстном бульваре (2001 год, скульпторы О. К. Комов, Н. А. Ковальчук); памятник войнам-интернационалистам на Поклонной горе (2004 год); памятник Янке Купале на Кутузовском проспекте и другие выдающиеся работы.

Однажды Григорьева спросили о том, каким он находит современный Минск, чем город радует сердце архитектора, а чем огрочает. «В довоенные годы Минск был небольшим городом с местечковыми улицами. Нужно отдать должное руководству республики и градостроителям, которые в первые послевоенные годы после страшных разрушений заложили основы современной белорусской столицы. Сегодня это крупный многофункциональный город со средой сомасштабной (в которой на жителей не «давят» высотки. – Прим. ред.) и удобной для жизни человека. Одно из главных градостроительных достижений – создание водно-зеленого диаметра (кольца) как главной композиции, проходящей через центр города, а также множество парков, чтобы все периферийные жилые районы охватывались рекреационными пространствами. В Беларуси впервые применили блочно-секционный метод в строительстве жилья. Такие площадки с квартирами можно строить разной этажности и конфигурации, не нанося ущерб экологии. В целом архитектура белорусских городов и сегодня радует глаз своей стройностью и комплексностью», – ответил он. А еще Юрий Пантелеймонович отметил, что будущее столицы видит в сочетании всех стилей.  Чем больше город, тем более разнообразной должна быть его архитектура.

Нельзя не упомянуть и то, как зодчий характеризует свою профессию. В одном из разговоров с представителями СМИ он сказал так: «Ты и художник, и инженер, и социолог, и медик, и прогнозист. Потому что архитектор организует материальное пространство, в котором человек находится: живет, работает и отдыхает. Он взаимодействует с разными специалистами – с конструкторами, электриками, сантехниками, экономистами, которые обрабатывают его идеи. Архитектор – это идеолог, режиссер и дирижер того, что он создает. А строительство – это реализация его творческого замысла».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Игорь Михайлович отмечает, что не имеет ничего против того, чтобы его песни считали народными, но ему все же хотелось бы, чтобы люди знали авторов слов и музыки тех или иных произведений.

Когда меня представляют, всегда прошу, чтобы обязательно называли почетным гражданином Минска. И стараюсь – как гражданин – соответствовать этому высокому званию».

За строительство Минского метрополитена Виктор Мицкевич удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

Стиль работы бригады Александра Громова характеризовался тремя «c»: совесть, скромность и справедливость.