Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№28 от 13 июля 2017 года

Святск
Святск

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

К сожалению, история дворца в Святске, так и не ставшего родовым гнездом рода Воловичей, сложилась несчастливо. И о причинах  этих несчастий существует страшная легенда. Мол, дочь Воловича влюбилась в молодого конюха. Разгневанный отец жестоко расправился с влюбленными – несчастного юношу утопили в пруду, а свою дочь, которая ждала ребенка, замуровали живьем в колонну на втором этаже дворца. С тех пор и посыпались несчастья на родовитую семью, дворец опустел, и только неупокоенная душа убитой девушки бродит по нему белой тенью…

Была ли эта страшная история на самом деле, никто доподлинно не знает, но судьба дворца и впрямь сложилась непросто. В конце XIX века Волович проиграл в бильярд родовое имение в Святске помещику Гурскому, что не было по тем временам редкостью. Позже, за долги, имение от Гурского перешло государству. В 1921 году Святск оказался
в составе Польской Республики, а во дворце разместился пансионат для наркозависимых. В советское время, уже после Великой Отечественной войны, во дворце был санаторий для больных туберкулезом, просуществовавший до 2000-х. Сейчас дворец медленно разрушается.

Хотелось бы верить, что несчастья прекрасной усадьбы Воловичей в скором времени закончатся – она будет восстановлена.

Наше путешествие по Гродненской области продолжается.

Адамовичи

В стиле позднего классицизма из кирпича в 1854 году был возведен костел Вознесения Девы Марии. Сохранилось каменное ограждение и трехарочная брама.

Голынка

Крестовоздвиженский костел был возведен из кирпича в стиле неоклассицизма как Михайловская церковь в 1891 году. С 1922-го храм действует как костел.

Лойки

Построенное в 1922 году, здесь сохранилось здание администрации гмины (волости).

Святск

Дворец в Святске был возведен в эпоху расцвета барокко итальянским архитектором Джузеппе Сакко по заказу одного из представителей рода Воловичей. Состоит из трех двухэтажных корпусов: центрального и двух флигелей, соединенных полуциркульными галереями.

В оформлении интерьеров в основном применены орнаментальная лепка и роспись в стилях барокко и классицизма. Панели стен, камины, двери, люстры, рамы для зеркал, консоли, вазоны, мебель были изготовлены по эскизам и под руководством Сакко художниками Смуглевичем, Маньковским, Тамбори.

Перед дворцом раскинулся пейзажный парк с системой искусственных водоемов. В усадебный комплекс также входят неоготическая часовня-усыпальница XIX века и хозпостройки.

Подлабенье

Этот храм был построен изначально как церковь в 1887 году.
В 1929-м он был освящен как костел и назван в честь Девы Марии. Сохранился в деревне усадебный дом.

Сопоцкин

Католический храм Вознесения Девы Марии, построенный в 1789 году в стиле эклектики, – главное украшение поселка. Этот храм перестраивался в 1935–1939 годах. Сохранилось здесь и огромное здание комендатуры (конец XIX–начало XX века). В поселке можно посмотреть еврейское кладбище – одно из самых старых в Беларуси. Оно датируется 1278 годом. А на католическом кладбище есть две интересные часовни-усыпальницы: Ю. Дьяконской (1858) и Ю. Гурского (1893).

«22 сентября 1939 года бывший командующий оперативной группой «Гродно» генерал Юзеф Ольшина-Вильчинский, его жена Альфреда, адъютант капитан артиллерии Мечислав Стшемеский, водитель и его помощник оказались в городке Сопоцкин под Гродно. Здесь они были остановлены экипажами двух танков РККА. Танкисты приказали всем покинуть автомобиль. Жену генерала отвели в находящийся поблизости сарай, где уже находилось более десятка других лиц. После чего оба польских офицера были расстреляны на месте» (А. Е. Тарас «Анатомия ненависти. Русско-польские конфликты в XVIII–XX вв.», Минск, 2008). Могила польского генерала Ю. Ольшина-Вильчинского и до сих пор сохранилась в Сопоцкине.

Селевановцы

Строительство костела Преображения Господнего было начато в 1865–1867 годах графиней Соболевской, велось оно ночью, поскольку после восстания 1864 года были запрещены как службы в католических храмах, так и возведение новых костелов.

Костел был полностью построен и начал действовать с 1899 года, но тоже тайно. В 1905-1908 годах ксендз Маделевский обновил плебанию, а житель деревни Моньковцы Ян Курчевский вырезал из дерева 14 скульптур «дарогі Крыжовай».

В деревне сохранилось кладбище немецких солдат, погибших в Первую мировую войну.

Перстунь

Здесь в 1848 году в стиле классицизма из камня построен Благовещенский костел как униатский храм. Был разрушен в Великую Отечественную войну. Восстановлен в 1990 году. От усадьбы XIX  века уцелели хозпостройки. В парке сохранились пруды, но они в заброшенном состоянии.

Заречанка

В стиле неоготики в 1937 году был возведен в деревне костел Рождества Девы Марии. В 1969 году его планировали снести или использовать как хозпостройку. Но, к счастью, храм уцелел, и в 1990-е его восстановили и отдали верующим.

Легенда от автора проекта

Львы над окнами

Хата как хата – таких десятки тысяч в нашей милой глубинке. Крыльцо на четырех столбах выходит во двор, от которого  начинается небольшой сад. Справа вереницей в поле тянутся хозпостройки разной величины и назначения. На окнах хаты, на первый взгляд, простые резные наличники, выкрашенные белой краской, которая местами потрескалась и обнажила под собой старую краску голубого цвета.

– Ну, і што вы бачыце ва узорах нашых ліштваў? Што яны вам нагадваюць? – спросил меня хозяин дома, заметив, как я внимательно осматриваю его двор и хату.

Растерявшись, я пожал плечами: наличники как наличники. За долгое время моих путешествий видел настоящие шедевры, а это так – скромное украшение окон.

Хозяин улыбнулся и со словами «калі ёсць хвілінка» пригласил меня, указывая рукой на невысокую скамейку у колодца, напротив крыльца и окон хаты. И вот благодаря тому, что у меня нашлась та самая «хвілінка», услышал невероятную историю про эти скромные наличники.

Предки по отцовской линии моего рассказчика были из старого шляхетского рода герба «Спенсбергер»: золотой лев на зеленом поле с саблей в поднятой лапе. Прадедушка его взял себе в жены красавицу тоже из знатного рода герба «Правдич», на котором был изображен лев за каменной стеной, держащий в лапе золотое кольцо.

Сразу после свадьбы молодые переехали в только что построенный деревянный просторный загородный дом, который простоял до 1938 года. На его окнах были наличники в виде двух львов, смотрящих друг на друга. У каждого из них на головах небольшие короны. После 1938 года хутора стали сносить. Снесли и этот усадебный дом. Его разобрали, а из бревен построили фельдшерско-акушерский пункт и здание правления колхоза.

Родители моего нового знакомого переехали в ближайшую деревню, где сложили новый дом. Перед разборкой усадебного дома отец снял наличники со львами и спрятал. А потом уже на новые окна прибил их со словами: «Хай хоць гэта нагадвае табе, сынок, хто мы і адкуль у нас былі продкі». В том же году, в самом начале зимы отец сильно простыл и умер. На руках у вдовы осталось четверо детей, из которых мой собеседник был старшим.

Видать, по доносу соседей, что в деревне построен дом со львами, явился к ним во двор однажды председатель колхоза. «Убрать!» – крикнул он, как только хозяйка вышла на крыльцо. Женщина стала тихо оправдываться, что это память об их предках, что она тоже из…

– «Она тоже из…» – резко оборвал ее председатель. – Ничего не знаю. Теперь пора уже знать, что у нас все равны. Я, может, тоже из…– но, видимо, испугавшись, осекся, недоговорив. – Убрать и немедленно, сегодня же, – выкрикнул он у самой калитки, не поворачиваясь.

Женщина тут же попросила старшего сына снять наличники.

До сегодняшнего дня  осталось загадкой, куда они подевались.  Где-то в 1970-е годы, когда уже не было в живых и матери, хозяин перекрывал старую крышу да и смастерил заодно эти наличники на окна.

– Не майстар я, – оправдывался он. – Як атрымалася.

И только теперь, услышав эту историю, я смог разглядеть в узорах белых наличников смутные очертания двух львов, смотрящих друг на друга: вот лапы, вот хвосты, открытые пасти и языки… Заканчиваются головы четырьмя зубиками, видно, коронами…



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.