150 золотых маршрутов моей Беларуси

№2 от 11 января 2017 года

Каменные кресты
Каменные кресты

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

Тысячелетия назад особенным уважением у белорусов пользовались места древних молений, так называемые крушни — груды камней, и прошчы, которые состояли из крушни и старых деревьев. Позже в таких местах ставились каменные идолы. И к ним приходили наши предки, им приписывали способность излечивать людей от самых тяжелых недугов. Распространены были массовые паломничества и крестные ходы к ним уже в христианские времена. К некоторым ходили на Радуницу, к другим на Троицу, Юрье, в воскресенье, в новолуние. Последние 200 лет рьяные поборники христианства или атеизма камни эти разбивали, пытаясь отвадить белорусов от язычества, но люди складывали их снова, и сила святынь, как верили в народе, только увеличивалась.

Постепенно происходило наслоение этнокультурных традиций разных времен, почитание языческих идолов приспосабливалось к христианским верованиям. Очень важным представляется то, что вторично найденные языческие символы возвращались в культовую жизнь сельчан. Так, например, установленные на кладбище идолы использовались в погребальных и поминальных обрядах, почитаемые язычниками валуны перебивались на кресты.

Обычай установки каменных крестов пришел к нам вместе с христианством из Византии, но не сразу, в Х веке, а немного позже. Ставили кресты в честь какого-то события и на могилы.

Валуны, каменные идолы, кресты – древние символы веры и предметы культа нашего народа. Они сохранились, простояв не одну сотню лет, до сих пор. И каждый из них — отражение событий в жизни то одного человека, то целого народа.

Сегодня на маршруте мы изучаем каменные кресты Минщины.

Деревня Кринички


В Борисовском районе среди заболоченных мест на берегу небольшой реки Сха, впадающей в Березину в районе Борисова, живет своей обыкновенной жизнью деревенька с милым названием Кринички. Недалеко от деревни, на краю поля, у проселочной дороги стоит каменный крест периода позднего Средневековья. Слышал от местных жителей утверждение, что где-то недалеко захоронен еще один крест. Когда-то на него обрушился берег, и раскапывали его люди, раскапывали, но безрезультатно. Одна местная бабушка-старожилка сказала: «Ня трогайце, дзеткі, так ён захацеў». Камни-кресты для белорусов нечто живое, к ним нужно относиться с уважением.

Деревня Грицковичи


А эта деревня уже в Крупском районе, недалеко от Холопеничей. На старом искусственном холме, возле деревянного храма можно увидеть большой каменный крест. Рядом с ним, еле заметный, торчит из-под земли еще один крест. Он намного меньше своего собрата.

Агрогородок Игрушка


По узенькой тропинке идем на небольшое кладбище, на место, где когда-то стоял старый деревянный униатский храм. Возможно, с тех времен и сохранился здесь каменный крест. Он сильно наклонился и ушел в землю. Нет, наверное, ни у кого ни желания, ни сил, чтобы поднять этот крест и установить его в правильном положении.

Деревня Козлов Берег


На берегу реки Клева, можно сказать, в центре деревни сохранилось старое и очень аккуратное кладбище. Среди каменных небольших надгробий можно увидеть плиту из красного гранита — могила некой Ванды Гжановской. Недалеко от этого захоронения находится каменный крест. Он наклонился и глубоко врос в землю.

Деревня Харчичи


Если стоять спиной ко въезду в деревню, то через просторное поле, примерно в двух километрах от самой деревни, глубоко в лесу находится это уникальное место. По еле заметной тропинке нужно пройти чистый молодой сосняк. Среди цветных мхов и мелкой поросли кустов черники можно увидеть целое собрание памятных крестов разной формы и цвета. Многие из них потихонечку исчезают: их растаскивают люди.

Деревня Обчуга


На этом погорке и еврейское кладбище, и православное, и католическое, захоронения Второй мировой… Есть здесь и каменные кресты-надмогилья. По возрасту они, возможно, и не очень старые, но на отдельных из них еще сохранились надписи и даты.

Агрогородок Худовцы


Недалеко от деревянной церкви Богородицы на кладбище сохранился небольшой по размерам каменный крест. Он правильной формы — старательно было вырублено это чудо рук человеческих из цельной каменной глыбы. А ведь инструменты тогда были — зубило да молоток. Да еще терпение.

Деревня Шатьки


Между деревнями Новоселки и Шатьки на местном стареньком погосте у путешественника есть возможность увидеть сразу несколько каменных крестов разной формы и величины. Один крест поврежден временем и людьми. По моему глубокому убеждению, все каменные кресты на территории Беларуси непременно следует взять под охрану государства.

Легенда от автора проекта

Безголосая кукушка

Дядя Миша — в прошлом колхозный конюх — был не особенно разговорчив. Но когда речь заходила о каких-либо часах, он вспоминал эту историю и с удовольствием ее рассказывал.

А произошла она в его детстве. Жили они тогда на большом хуторе, состоящем из нескольких хозяйств, на краю просторного луга, который лежал вдоль берега неглубокой речушки. В будни работали все в поле, а по выходным и тем более в праздники украшали сани или возки да запрягали лошадей и отправлялись на базар. В ближайшее местечко, что в верстах десяти было от того хутора. Детвора, сидя дома, ждала с огромным нетерпением возвращения родителей, гостинцы всевозможные да покупки были причиной тому.

…Вот и в этот раз в старой цветной подстилке внес отец в дом часы настенные. Да не лишь бы какие, а с кукушкой. Вот удивления и радости было, когда завели часовой механизм и из окошка появилась сама кукушка! Вроде и деревянная птаха, а куковала как живая. И если бы не взрослые, их окрики да отвешенные подзатыльники, малыши бы в доме без конца подводили стрелки на часах, чтобы еще раз увидеть кукушку и услышать смешное «ку-ку».

Родители объяснили строго, что кукушка и так будет куковать, но в свое время. А если ее беспокоить часто, то она и сломаться может.

Первое время ребятня то и делала, что сидела да ждала, когда сойдутся стрелки на часах да появится деревянная птица. А со временем все свыклись с часами, они превратились в обыденность.

Но однажды случилось странное: часы шли, а кукушка молчала. Вернее сказать, пропал у нее голос. Когда подходило время, открывалась дверца, показывалась кукушка, поднимала хвостик, кивала головой и даже открывала клюв, но вот звуков не издавала. Конечно, сразу подумали на детей, мол, они виноваты. Но те утверждали, что, помня наказ родителей, к часам даже не подходили.

К счастью, у отца в местечке был знакомый часовщик. Он к нему и обратился за починкой. Каково же было удивление отца и всех домашних от того, что сказал часовых дел мастер, открыв механизм. Все было исправно, а вот меха, которые при попадании в них воздуха издавали звуки, имитирующие крик кукушки, были изрядно повреждены. Точнее сказать, искусаны до дыр во многих местах. Шалость детей исключалась… Оставались мыши. Но их в доме не видели с тех пор, как в нем стали хозяйничать две пятнистые кошки, привезенные родственниками из Белостока.

Меха часовщик заменил, часы повесили на прежнее место. Пару дней кукушка, как и прежде, весело оглашала на всю избу приход нового часа. Но потом случилось то, что переполошило весь дом…

Только один человек в семье тогда вел себя спокойно. Это была бабушка Юстына. Она улыбалась и хитро щурила глаза.

Продолжение в следующем номере. 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.