Экономика

№38 от 19 сентября 2012 года

Проекция в будущее
Проекция в будущее

Недавнее совещание у главы государства по актуальным вопросам социально-экономического развития Беларуси, без преувеличения, носило стратегический характер. Ибо речь шла не только о текущем положении дел, но главным образом о тех направлениях, по которым нужно ускоренно продвигаться вперед, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики страны в следующем году и в перспективе. Именно эта проекция в будущее, четкое понимание того, что его фундамент закладывается уже теперь, стало лейтмотивом обстоятельного, порой даже жесткого разговора  у Президента.


Непростой период стабилизации
В принципе, итоги работы отечественной экономики в нынешнем году свидетельствуют о том, что после тяжелейших для нее двух предыдущих лет удалось добиться определенной стабилизации на макроуровне. В частности, растет выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, на 34% по сравнению с 8 месяцами минувшего года вырос экспорт при положительном сальдо торговли товарами и услугами в 3,6 млрд долларов, свыше 8 млрд долларов составляют золотовалютные резервы страны, стабилизировалась средняя зарплата — к концу года гарантированно достигнет 500 долларов.
Однако не все так радужно. Ряд проблем, которые сдерживают динамичное развитие страны, решить пока не получается. Так, из 12 важнейших параметров прогноза 4 не выполняются, в том числе основной интегрированный показатель по росту ВВП, который отстает от запланированного на 2 — 2,5%. На прогнозируемое значение роста валового регионального продукта смогли выйти только Витебская и Минская области, причем Витебская — главным образом за счет нефтехимического комплекса.
При увеличении в целом объема экспорта не может не тревожить снижение или замедление темпов роста поставок на внешний рынок ряда наших стратегических товаров, в частности, автомобильной, сельскохозяйственной и бытовой техники, продукции металлургии и деревообработки. Склады многих предприятий промышленности переполнены нереализованными товарами. Нет улучшений в ситуации с расчетами в экономике, в результате чего с начала года  существенно возросла и дебиторская, и кредиторская задолженность, превысив уровень инфляции в стране. Слабо работает строительный комплекс, который тянет назад практически все регионы. На селе отчетливо проявилась тенденция снижения объемов реализации на убой крупного рогатого скота. И это далеко не полный перечень нерешенных проблем.
Разумеется, причин, по которым процесс стабилизации белорусской экономики проходит непросто, существует немало. Здесь и общее усложнение ситуации в мировой экономике, и все более ожесточенная конкуренция на внешних рынках, и недостаток собственных средств на развитие, и высокие процентные ставки по кредитам, сдерживающие инвестиционную активность, и явные просчеты в бизнес-планировании, и стремление руководителей многих предприятий работать по старинке, не утруждая себя поиском нетрадиционных решений…
И все же в качестве  главных причин я бы выделил связанные с  недостаточной долей продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства, невысоким в ряде случаев качеством отечественных товаров, отсутствием системности в работе на внешних рынках и, как следствие, риском снижения конкурентоспособности белорусской экономики. А вот этого допустить ни в коем случае нельзя. Собственно говоря, о том, как выйти на стабильную траекторию экономического роста, и шел разговор на совещании у главы государства.
Задача номер один
Понятно, что выпускать наукоемкую, с высокой добавленной стоимостью продукцию, востребованную на внутреннем и внешних рынках, на физически и морально устаревшем оборудовании невозможно. Поэтому проблема комплексной модернизации отечественных предприятий, тем более в условиях обостряющейся конкуренции в связи с участием Беларуси в Таможенном союзе и вступлением России в ВТО, которая контролирует 97% мировой торговли, приобретает для нас первостепенное значение. По сути, ее решение становится задачей номер один на ближайшие годы. Не случайно Президент подчеркнул, что у каждого руководителя предприятия на столе должен лежать план модернизации этого предприятия с выходом на выпуск конкурентоспособной продукции, ориентированной прежде всего на импортозамещение и экспорт.
Последнее представляется особенно важным. План плану рознь.  Мы уже не раз убеждались, что разрекламированные как самые многообещающие бизнес-планы при внимательном рассмотрении оказывались непросчитанными, а то и вовсе авантюрными. А, с другой стороны, замена одного станка на более новый объявлялась едва ли не серьезной инновацией. В итоге склады продолжали заполняться неликвидной продукцией.
Видимо, для того, чтобы в будущем избежать повторения подобных ситуаций, и принято решение закрепить за высокопоставленными чиновниками, начиная с премьер-министра, конкретные предприятия, за вывод которых на современный уровень они будут отвечать персонально. А помощник Президента Петр Прокопович будет в целом курировать предприятия на предмет модернизации и наличия конкретного плана по выходу на выпуск продукции высочайшего уровня.
Но это, так сказать, организационно-административный аспект предстоящей большой работы. Другой заключается в поиске средств на проведение модернизации. В будущем году запланирован максимальный за всю историю страны объем инвестиций в размере 20 млрд долларов. Но эти деньги пойдут исключительно на реализацию прорывных проектов. Как сказал по этому поводу глава государства: «Проект должен быть окупаемым, ориентированным в будущее. Только под этот проект и иностранцы деньги дадут, и внутри страны мы их найдем. Просто так никто не даст». Одним словом, отныне государство будет реализовывать принцип «давай прорывной проект — деньги будут». К слову, в экономически развитых странах этот принцип является основополагающим при инвестировании уже давно.
К сожалению,  до сей поры у нас наблюдается явная нехватка по-настоящему прорывных проектов. В данной связи руководителям предприятий не приходится рассчитывать на то, что, произнеся магическое слово «модернизация», они, как в былые годы, получат средства, расход которых никто особо не контролировал. Теперь деньги на развитие придется искать самим. Иными словами, как заметил премьер-министр Михаил Мясникович, «расчета на то, что всем дадут средства на модернизацию независимо от ожидаемого эффекта быть не должно. Нельзя жечь ресурсы в неперспективных проектах, где никогда может не быть должной отдачи. Средства надо привлекать на коммерческих условиях, в банках, у инвесторов».
С этой точки зрения вполне оправданным представляется предложение о повышении мотивации руководителей к проявлению инициативы, предприимчивости, поиску нешаблонных решений. В конце концов, только заинтересованный человек будет трудиться на совесть, по-настоящему творчески подходить к делу.
Еще один аспект проблемы модернизации — приватизационный. Не секрет, что инвесторы, особенно иностранные, готовы вкладывать средства именно в приватизированные предприятия. Президент на совещании еще раз повторил, что базовые принципы приватизации в Беларуси остаются неизменными. По его словам, «никакой бездумной, бестолковой приватизации ради того, чтобы пережить год или два, не будет». В то же время власти в этом вопросе пошли на давно напрашивавшийся шаг. Я имею в виду отмену списков и графиков приватизации. До этого они упорно составлялись, хотя намеченные планы ни разу не выполнялись, а только отпугивали потенциаль-
ных инвесторов. Теперь же приватизироваться конкретное предприятие будет под конкретный инвестиционный проект. Весьма своевременное решение, отвечающее мировой практике. И на деле способное ускорить процесс модернизации белорусских предприя-
тий, ибо никто не станет инвестировать в производство, чтобы оставить его на допотопном уровне.
В общем, вопросы модернизации сегодня действительно вышли на первый план. Как отметил в этой связи Президент, «если мы проведем модернизацию, мы обновим лицо страны».
Важнейший приоритет
Отнюдь не случайно в рамках решения проблемы модернизации на совещании была четко сформулирована задача наращивания экспорта. Ведь, в конце концов, никто не проводит модернизацию ради модернизации. Она служит средством повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, снижения издержек производства, в конечном счете обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Для Беларуси это тем более актуально, что по индексу открытости экономики она занимает одно из первых мест в мире. Достаточно напомнить, что доля экспорта в ВВП в нашей стране составляет 84%, тогда как в суперрыночных США данный показатель равен 13%, в Индии — 22%, Китае — 27%, Великобритании и России — около 30%, Польше — 42%, Украине — 50%. Как говорится, почувствуйте разницу.
В будущем году поставлена задача почти две трети прироста ВВП обеспечить за счет увеличения экспорта. Для этого надо будет 65% всей произведенной промышленной продукции и 20% сельскохозяйственных товаров экспортировать.
Задача сложная, но выполнимая, как показывают результаты работы в текущем году. В частности, мы вышли на 15 новых рынков, включая Судан, Лаос, Парагвай, Чад, Конго, Того, Бермуды. За счет расширения поставок на нетрадиционные рынки только за 7 месяцев получен прирост экспорта на 335 млн долларов. А в целом объем белорусского экспорта в текущем году ожидается в размере 45 млрд долларов.
В следующем же году от экспорта товаров планируется получить уже 53 млрд долларов. Поэтому на его поддержку в республиканском бюджете зарезервировано в три раза больше средств, чем в нынешнем, что позволит увеличить объем экспортного кредитования до 500 млн долларов. Кроме того, с 1 января 2013 года предлагается ускорить возврат НДС из бюджета для экспортеров.
Затронув тему экспорта, Президент высказался однозначно: «Давайте договоримся: главное это экспорт. От него зависит все: 85% мы должны вывезти за пределы страны, продать по хорошей цене, чтобы обеспечить нормальную жизнь. Это наш главный, наиважнейший приоритет. Поэтому никаких требований и стонов по поводу того, что уж слишком жесткие доведены задания правительством, быть не должно». И добавил: «Произвел — обязательно продал и деньги получил. И не по бросовым ценам! Нам нужна не просто продажа, а деньги».
Последняя ремарка весьма характерна. Дело в том, что выходить на новые рынки мы худо-бедно научились. А вот долгосрочно и с выгодой  работать на них получается далеко не всегда. Отсюда потери. Причины этого, в общем-то, секрета не составляют. Во-первых, далеко не всегда эффективно работает товаропроводящая сеть, торговые дома не дают той отдачи, на которую рассчитывали при их создании. Во-вторых, руководители многих предприятий, их маркетинговые службы слабо представляют себе особенности того рынка, на который собираются выйти, не знают толком, что туда предложить, что пользуется несиюминутным спросом. Наконец, предложив и продав даже востребованный товар, забывают о необходимости организовать надлежащее сервисное обслуживание, обеспечить своевременный и качественный ремонт.
Ну и, наконец, важно помнить еще один немаловажный момент. Конечно, создание совместных производств за рубежом — дело выгодное. Но пока речь чаще всего идет об организации отверточной сборки. Между тем время настойчиво диктует необходимость создания полноценных совместных предприятий по выпуску наукоемкой, высокотехнологичной продукции с перспективой вхождения в существующие транснациональные корпорации или образования на их основе новых.
Если мы решим эти проблемы, страна не будет испытывать недостатка в притоке валюты. А последнее для Беларуси очень важно. И отнюдь не только с точки зрения своевременности расчетов по внешним кредитам, хотя это прямо влияет на имидж государства. Но все-таки главное заключается в том, что за валюту закупается самое современное оборудование для проведения модернизации отечественных предприятий, не производящиеся в стране медицинские препараты и приборы, необходимые продукты питания… Одним словом, без отлаженного, эффективного экспорта современную Беларусь представить просто невозможно. Отсюда и такое внимание к нему. Очень хочется надеяться, что теперь работа в этом направлении будет еще более результативной.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.