№33 от 16 августа 2012 года
Пешеходы и водители — вместе за безопасность
Уже не первый год в Беларуси удается снижать число погибших при ДТП, но в ГАИ отмечают, что успокаиваться не стоит. К сожалению, автоаварии продолжают уносить жизни людей. Страдают и юные участники движения, в том числе несовершеннолетние пассажиры. Только за первое полугодие в ДТП погибли 5 и пострадали 75 пассажиров-детей. Как правило, причина в том, что взрослые не позаботились об их безопасности: не пристегнули ремнем, не посадили в автокресло и т.д. Не меньший вклад в печальную статистику вносят и любители выпить перед тем, как сесть за руль. Около 15% ДТП, совершаемых по вине водителей, связаны именно с употреблением алкоголя.
В общем, проблем в обеспечении безопасности дорожного движения в стране еще предостаточно. На вопросы, которые задавались во время онлайн-конференции, прошедшей на сайте БЕЛТА, ответили старшие инспекторы по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси Андрей Шаранда, Анна Банадык, Александр Занимон и старший инспектор УГАИ МВД Беларуси Андриан Мачульский.Анна, г. Витебск: — Ко мне в гости приезжают родственники из России. У них на машине тонировка. Наши местные инспекторы иногда придираются из-за этого. Почему? Ведь на машине российские номера, она временно въехала сюда. Что, людям каждый раз сдирать тонировку?
Андрей Шаранда: — Водитель, имеющий гражданство любого государства, при въезде в Беларусь должен соблюдать здешние законы, равно как и белорусы обязаны соблюдать законы другой страны, в которой они находятся. Законодательством Беларуси предусмотрена административная ответственность за участие в движении автомобилей с установленными в оконных проемах тонированными стеклами или нанесенными на стекла покрытиями, в том числе пленкой.
Антон, г. Гродно: — Как ГАИ относится к самодельным багажникам на скутерах? За это не штрафуют?
Андрей Шаранда: — Багажник, будь он самодельный или произведенный выпускающей организацией, — это дополнительное оборудование, которое в соответствии с постановлением Государственного комитета по стандартизации не подлежит обязательной сертификации. Главное, чтобы он не закрывал осветительные приборы транспортного средства и обзор регистрационного знака. В любом случае никто такие багажники, чтобы перевозить, например, холодильник, не устанавливает на скутер. Багажник устанавливают, чтобы можно было туда положить необходимые вещи, передвигаясь на работу и с работы. Поэтому ничего страшного в этом нет.
Сергей, г. Пинск: — Сейчас на скутере или мопеде можно перевозить пассажира, если это предусмотрено конструкцией. А как доказать инспектору, что именно предусмотрено, а не просто я так придумал?
Андрей Шаранда: — Любой инспектор, видя двухместный скутер или мопед, не будет придираться, если на нем едут два человека. Если на сиденье, где еле помещается взрослый мужчина, сидят два или три человека, то, соответственно, будут претензии. Ничего доказывать не нужно, необходимо просто соблюдать правила и заботиться о своей безопасности. Ведь мопед, который рассчитан на одного пассажира, на самом деле производителем предназначен именно для одного пассажира, нахождение на нем двух человек приводит к ухудшению управляемости и устойчивости транспортного средства, что может закончиться падением.
Хочу напомнить, что мопедом разрешено управлять с 16 лет. И не стоит забывать о мотошлеме при езде на мопедах, это обязательная норма Правил дорожного движения.
Анна, г. Мозырь: — Считается ли видеозапись с авторегистратора доказательством при разборе ДТП?
Александр Занимон: — Доказательством на законодательном уровне могут быть любые фактические данные, которые можно использовать в административном процессе и которые характеризуют суть какого-либо события. При этом необходимо не забывать о том, что любое доказательство должно быть достаточным. Оценку этим доказательствам дает лицо, которое ведет административный процесс. Если мы говорим, например, о дорожной безопасности, то это, скорее всего, будет сотрудник ГАИ.
Поэтому сегодня можно говорить, что записи авторегистратора могут быть использованы как доказательство, но в каждой конкретной ситуации сотрудник ГАИ, ведущий административный процесс, будет проверять эти доказательства на достаточность и правомерность их получения.
Алексей Стаховский, г. Минск: — Недавно очередным ДТП со смертельным исходом отметились ленты новостей. В одном из областных центров погибла женщина, предположительно находящаяся на 6 месяце беременности. Погибла, надо полагать, по банальной причине — женщина была не пристегнута в автомобиле. Однако вопрос хотелось бы задать не о взрослых, способных самостоятельно думать, принимать решения и нести за них ответственность, а о детях. Почему в Беларуси до сих пор (и это абсурд чистейшей воды!) нет обязательной нормы по перевозке детей в специальных детских креслах? Почему общепризнанный мировой и европейский опыт игнорируется белорусскими законодателями и ГАИ?
Анна Банадык: — Автокресла дают стопроцентную гарантию безопасности ребенка. Ребенок получается полностью зафиксированным ремнем безопасности автокресла, плюс само автокресло крепится ремнем либо другими фиксаторами к креслу автомобиля. У нас разрешено перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье с использованием только детских удерживающих устройств, при этом в обязательном порядке должна быть отключена подушка безопасности. Если ребенку исполнилось 12 лет, он может перевозиться на переднем и заднем сиденьях с использованием стандартного ремня безопасности.
Многие родители жалуются на то, что ремень безопасности мешает ребенку. Но существует много способов избежать неудобств: можно подкладывать подушку под попу ребенка; есть также очень современные средства для детей от 7 лет — бустеры. Это автокресла без спинки, которые поднимают ребенка над стандартным сиденьем, благодаря чему он получает хороший обзор и обеспечивается полная его безопасность. Для детей младше года рекомендуется перевозка в специальных детских автокреслах, которые защищают детей как кокон.
И все же пока это все — на уровне рекомендаций.
Александр Занимон: — Что касается заднего сиденья: сегодня это правило действительно носит рекомендательный характер, но, наверное, нужно постепенно готовить общественность к изменениям. Само собой, у этих норм есть как противники, так и сторонники. Нужно подвести людей к понимаю того, насколько необходима и обязательна данная норма — использование сидений для всех детей, которые перевозятся в автомобиле. Наверное, в ближайшей перспективе мы к этому придем.
Анна Банадык: — За перевозку ребенка на переднем сиденье без детского удерживающего приспособления предусмотрена ответственность, как и за перевозку непристегнутых детей до 12 лет на заднем сиденье. Родитель обязан обеспечить безопасность всех пассажиров в машине. За первое нарушение предусмотрена ответственность размером до 1 базовой величины, за повторное нарушение в течение года — от 2 до 5 базовых величин. Штраф достаточно серьезный. Но ведь за границей, например, ребенка не выпишут из роддома, если папа не покажет автокресло! У нас, конечно, современные родители используют автокресло. Но проблема может возникнуть у многодетной мамы. Если, например, у нее трое и более детей, то как перевезти их всех?
Анатолий, г. Молодечно: — Сколько примерно в Беларуси сейчас зарегистрировано мопедов? Поясните, пожалуйста, какие скутеры относятся к этой категории, а какие уже считаются категорией А? И как быть с электроскутерами, которые начали выпускать на «Мотовело»? Это АМ или нет?
Андрей Шаранда: — В Беларуси в настоящее время зарегистрировано около 10 тыс. мопедов. Слово «скутер» в терминологии Госавтоинспекции не употребляется. Транспортные средства с объемом двигателя до 50 куб.см, имеющие конструктивную скорость не более 50 км/ч, относятся к мопедам. Двухколесные транспортные средства с большими показателями являются мотоциклами. Минский завод «Мотовело» выпускает электроскутеры двух видов — со скоростями до 25 км/ч и до
50 км/ч. Эти транспортные средства подпадают под понятие «мопед» и подлежат государственной регистрации в Госавтоинспекции. Для права управления этим видом транспорта необходимо иметь категорию вождения АМ.
Виталий, г. Минск: — Часто ли ГАИ использует блокираторы для грузовых машин, которые неправильно паркуются? Будут ли такое вводить для легковушек?
Александр Занимон: — Практика использования блокираторов для грузовых автомобилей получила довольно широкое распространение и дала положительный результат. Возможность использования блокиратора вкупе с увеличением ответственности за нарушение правил остановки и стоянки привело к тому, что сегодня владельцы транспортных средств большой грузоподъемности стараются искать те места для парковки, которые предусмотрены Правилами дорожного движения.
Что касается легковых автомобилей, то, с точки зрения Госавтоинспекции, это в определенной степени может помочь в решении проблемы парковки в Минске. Однако наравне с ужесточением этих мер должны приниматься и меры по обустройству мест для парковки транспортных средств. Принудительная эвакуация транспортного средства — это достаточно дорогостоящая процедура, которая доставляет владельцу авто ряд неудобств. Блокиратор колес может исключить хотя бы реакцию владельца по поводу «пропавшего» автомобиля. В целом ГАИ и МВД рассматривают возможность применения блокиратора для легковых автомобилей. К слову, для тех, кто пытается снять блокиратор, предусмотрена ответственность за повреждение имущества.
Олег, г. Брест: — Скажите, сколько нарушений скорости уже зафиксировали камеры на дороге Брест—Москва? Это дает какой-то эффект?
Александр Занимон: — Трудно назвать сейчас конкретную цифру, но могу сказать так: за то время, что мы находимся в студии — около 20 минут, — как минимум три постановления о привлечении водителя к административной ответственности уже вынесены. Если говорить о положительном эффекте, то он, несомненно, есть. Практика показывает, что в тех местах, где установлены системы фотофиксации, количество нарушений снизилось практически в три раза. Кроме того, на этих участках дороги изменился стиль вождения водителей — они стали ездить гораздо спокойней.
Запуск системы на трассе М-1 был активно прорекламирован, а перед фотофиксацией установлен дорожный знак, предупреждающий о том, что она ведется. Водители постепенно привыкают ездить в соответствии с требованиями скоростных режимов, и это та цель, которая ставится перед системой.
Что касается штрафов, то большинство наших граждан, получив уведомление о привлечении к административной ответственности за нарушение скорости, не задерживаются с оплатой. Ведь показания системы фотофиксации, которая фиксирует конкретные автомобили на конкретном участке дороги, движущиеся с определенной скоростью, оспорить невозможно.
Кристина, г. Витебск: — Будут ли ужесточать ответственность за управление в нетрезвом виде?
Александр Занимон: — Сегодня этот вопрос действительно рассматривается. Проблема пьянства за рулем актуальна постоянно — и сейчас, и раньше по вине нетрезвых водителей происходили ДТП. Постоянно возвращаемся к этой проблеме, ищем какие-то способы и методы, чтобы, с одной стороны, сделать так, чтобы водитель вообще не желал садиться за руль транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, а если он все-таки садится за руль нетрезвым, нужно каким-то образом пресечь его противоправные действия. Сегодня рассматривается несколько подходов к решению этой проблемы, в том числе и ужесточение ответственности, вопрос о возможной конфискации транспортного средства. Полная это будет конфискация транспортного средства или возмездная, пока сказать сложно. Вопрос обсуждается.
В то же время рассматривается возможность применения алкозамков на транспортных средствах. Алкозамок — алкометр, включенный в цепь зажигания автомобиля. Это система аппаратно-программных средств, позволяющая оптимально организовать контроль за трезвостью водителя и препятствующая движению автомобиля, управляемого нетрезвым водителем. Алкозамок обеспечивает блокировку включения зажигания в случае обнаружения алкоголя. Поэтому, конечно, законодательство в области решения этой проблемы будет совершенствоваться. Сейчас некоторые государственные органы, в том числе Министерство юстиции и Генеральная прокуратура, задействованы в разработке определенных мер.
Полный текст читайте на сайте www.belta.by