№31 от 02 августа 2012 года
Крестный путь
Трагическая история Великого Собора Русской Православной Церкви началась 15 августа 1917 года. По всей Москве звонили колокола, в храмах шли службы, а по улицам шествовали к Красной площади крестные ходы. Наверное, с них для этой страны и начался крестный путь — от Великой Руси до нищей разоренной России через весь долгий ХХ век.Изначально не предполагалось рассматривать вопрос восстановления патриаршества. Но после доклада на эту тему для выступления в прениях записалось 95 человек. Диспуты были жаркими и непримиримыми. Одни призвали к единству и видели путь его достижения в восстановлении патриаршества. Другие указывали на то, что единовластие никак не может уживаться с соборностью.
Голосование по этому вопросу назначили на 28 октября. Это ли не промысел Божий? На один день в истории России пришлось сразу два ключевых события: в Петрограде — большевистский переворот, названный Великой революцией, а в Москве — восстановление патриаршей власти. Шанс, поданный Спасителем, давал надежду всем, но большинство его не услышало. Настало время, о котором пророчествовал Иисус Христос: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас. И вы будете ненавидимы за имя мое». Первой жертвой среди духовенства стал протоирей Иван Кочуров. В Царском Селе он был арестован. Его привели на аэродром, где стреляли в него несколько раз, но только ранили. Издевались долго и мучительно, пока он не умер.
Но Москва оставалась Москвой. В отличие от Петрограда она отчаянно сопротивлялась революции. Офицеры, казаки, наспех мобилизованные студенты отчаянно защищали Кремль. По всему городу слышалась нескончаемая стрельба. Но 3 ноября Кремль пал. Начались аресты, самосуды и расстрелы на месте. Все воевали против всех.
В Храме Христа Спасителя была отслужена панихида по всем погибшим независимо от того, на какой стороне они воевали.
Знак свыше5 ноября 1917 года Храм Христа Спасителя был переполнен. После торжественной литургии митрополит Владимир вынес на амвон ковчежец с именами трех кандидатов, собравших большинство голосов соборян. Из алтаря вышел старец в черной схимической мантии — затворник Засимовой пустыни схииеромонах Алексий. Митрополит Владимир вскрыл жребий и громко провозгласил: «Тихон. Митрополит Московский. Аксиос.» «Достоин», — повторили все вместе с хором и запели торжественный гимн «Тебе Бога хвалим». Впервые за 200 лет Россия вновь обрела патриарха.
Василий Белавин родился 19 января 1865 года в семье священника. В 26 лет он принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. И вместе с другими архипастырями был уволен из Синода после февральской революции.
Уже в январе 1918 года красные начали закрывать храмы. 15 января 1918 года от братьев Александро-Невской лавры они потребовали освободить монастырь и отдать его помещения под лазарет. Но вместо раненых в монастырь прибыл отряд матросов и красногвардейцев. Митрополит Вениамин и наместник лавры епископ Елисаветградский Прокофий отказались освободить помещение. И были арестованы. Монахи ударили в набат и призвали народ спасти церкви от нехристей. Паства пришла на помощь. Красные бежали. В то время они еще не решались стрелять в народ.
ТихонСразу после революции в стране начался голод. Святейший патриарх Тихон обратился к пастве, к Папе Римскому, к восточным патриархам, к архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому за помощью умирающей от голода стране. Призвал отдать церковные ценности. Но большевики от помощи отказались, они просто стали грабить и разорять храмы.
У церкви было изъято ценностей примерно на пять миллионов золотых рублей, но едва ли пятая часть из изъятого пошла на помощь голодающим. Государство объявило войну церкви. И вело ее по своим, ею же придуманным, правилам — методами раскола. Против церкви было решено использовать обновленческое движение. Обновленцев решительно поддержала ЧК. По планам чекистов, их было решено поддержать временно, а по достижении цели отправить в расход. Но это, так сказать, издержки процесса.
Свое дело обновленцы начали споро. Собрали собор и лишили сана патриарха.
К этому времени патриарх Тихон был уже арестован. Под домашним арестом он ждал гражданского суда. Справедливого приговора он не ждал, несмотря на посылаемые знаки обновленцев. Единственное, на что он согласился, — это передать церковное управление до созыва Собора митрополиту Агафангелу. Но обновленцам и этого было достаточно. Они знали, что митрополит ярославский Агафангел был в это время под арестом.
Патриарху предъявили обвинение сразу по четырем статьям. Все они были подрасстрельные. В заявлении верховному суду патриарх написал: «Я раскаиваюсь в поступках против государственного строя и прошу верховный суд освободить меня из-под стражи. При этом я заявляю, что я отныне советской власти не враг». Это заявление патриарха и тогда, и сейчас вызывает массу кривотолков и в стране, и за границей. Многие хотели видеть в патриархе героя-мученика. А он понимал, что помимо собственной судьбы на нем лежит ответственность и за судьбу всей церкви.
27 июня 1923 года Тихон был освобожден из заключения и сразу же обратился к пастве с посланием. В нем он объявил церковное управление обновленцев незаконным, принятые распоряжения недействительными и все совершенные и совершаемые таинства безблагодатными. Он призвал духовенство и весь православный народ, поддавшийся на посулы обновленцев, к покаянию.
Многострадальная жизнь патриарха оборвалась на Благовещение в 1925 году. Россия снова осталась без патриарха.
Подвиг во имя святости
Чичагов Леонид Михайлович, 1856 года рождения. Он же — митрополит Петроградский Серафим. Он же — отставной гвардейский офицер царской армии, участник русско-турецкой войны, князь, лично знавший императора.
Тело митрополита Серафима Чичагова покоится в Москве в Бутово. Он был расстрелян 11 декабря 1937 года. Это был славный пастырь. Его стараниями был причислен к лику святых преподобный Серафим Саровский. Его внучка Варвара Васильевна, всемирно известный химик, уже при советской власти тайно примет постриг монахини в честь деда с именем Серафима. В скафандре, созданном ею, Юрий Гагарин полетит в космос.
В 1937 году были арестованы 136 900 православных священно-служителей. Из них расстреляны 85 300 человек. В 1938 году были расстреляны 21 500, в 1939 году — 1500 человек.
Юбилейный Собор Русской Православной Церкви в 2000 году канонизировал около тысячи мучеников. Сейчас уже около двух тысяч мучеников России причислены к лику святых.
ХХ век — век духовного расцвета Русской Православной Церкви. В церкви за это время оказалось в три раза больше святых, чем за весь предшествующий период. Физический упадок стал, как это ни парадоксально, выявлением святости, верности Богу и своим идеалам.
Русская Голгофа
В 1718 году на горе острова Анзер на Соловках иеромонаху Иову явилась Божья Матерь и сказала: «Сия гора отныне будет называться Голгофою. И устроится здесь церковь. Не уберится она страданиями неисчислимыми».
Через 200 лет это пророчество сбылось. В 1923 году большевики превратили Соловецкий монастырь в первый в мире концентрационный лагерь — СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Здесь содержалось более двух тысяч заключенных. Всего 15 рот. Тринадцатая рота состояла сплошь из осужденного за свои религиозные убеждения духовенства.
Здесь заключенные иерархи тайно собирались, обсуждая церковные события. Памятная записка, обращенная к правительству СССР, уже безо всяких политических компромиссов, говорила о подавлении церкви государством. После смерти патриарха Тихона епископы решили тайно избрать нового патриарха. Среди них был и владыка Илларион.
В свое время он был секретарем Тихона. Именно Илларион вел переговоры с Тучковым, уполномоченным по церковным делам, о необходимости устройства церковной жизни при новой власти. Иллариона уважали все — и гонитель церкви Тучков, и уголовники, сидевшие вместе с Илларионом в лагере.
За тайным избранием патриарха следило ГПУ. По всей стране было арестовано и осуждено 40 архипастырей. Среди них и кандидаты по завещанию Тихона митрополит Кирилл и его заместитель митрополит Сергий.
Большевики постановили, что к 1 мая 1937 года имя Бога будет в СССР забыто окончательно. Но во Всесоюзной переписи 1937 года по предложению Сталина был включен вопрос о вероисповедании. Результаты переписи обескуражили власть. Две трети опрошенных назвали себя верующими, а 75 процентов верующих назвали себя православными. И тогда власть решила уничтожить православие физически.