Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>



Духовность

№47 от 21 ноября 2019 года

Наша вера. На том и стоим
Наша вера. На том и стоим

Жировичская икона Божьей Матери и Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь – культурное наследие Беларуси. Будущей весной у этих двух святынь праздник: обретению чудотворной иконы – 550 лет и монастырю – 500.

Недавно корреспонденты газеты «7 дней» побывали в Жировичах. Полюбовались на красоту храмов монастыря, величие их куполов, поклонились иконе Жировичской Божьей Матери, посетили духовную семинарию, где готовятся к служению православные священники. Какие тайны хранит 500-летний монастырь, много ли там послушников? На эти и другие вопросы любезно согласился ответить иеромонах Евстафий (Халиманков). Беседовали мы в одной из аудиторий семинарии, которую окончил когда-то и сам иеромонах.

500 лет молитв

– В Беларуси около 30 православных монастырей. Женских больше и они крупнее по численности: только в Свято-Елизаветинском – более 100 сестер. И это не удивительно, ведь и в Церкви количественно больше женщин. Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь – самый прославленный и самый большой из мужских монастырей Беларуси, здесь несут службу 36 человек монашествующей братии.

Отец Евстафий уверен, что особых тайн их обитель не хранит. Может, какие-то и были, но о них не известно. Нет и легенд.

А как же явление образа Божьей Матери детям в лесной чаще? Ведь благодаря этому чуду и был построен первый храм – Пресвятой Богородицы, с которого началось строительство монастыря. Разве это не легенда?

– Нет. Уверен, что это реальное событие и настоящее чудо, – отмечает наш гид по монастырской, в основном закрытой для мирян жизни.

Собеседник убежден: и в наши дни случаются чудеса, но не так часто, как раньше.

– Причина этого – оскудение веры, – считает монах. – До революции, трагическое событие которой недавно мы отмечали (это никакой не праздник!), люди были другими. И в религиозном плане, и в морально-нравственном. Давайте посмотрим на современный мир...

Отец Евстафий знает ответ и на вопрос, почему несчастный человек идет в церковь за чудом и, не получив его, отправляется бог весть куда:

– В церкви чудо приводит человека к Богу. Если человеку Бог не нужен, а он хочет его использовать в утилитарных целях, тогда он идет к экстрасенсам и колдунам, а это неправильно. Это ложный путь.

...Так что если вам к Богу, то приезжайте в Свято-Успенский мужской монастырь, комплекс которого – один из самых масштабных архитектурных ансамблей XVII–XVIII веков на территории страны. В него входят Явленская, Крестовоздвиженская церкви, Успенский собор, колокольня, зимний храм Николая Чудотворца, церковь Георгия Победоносца, жилой монастырский комплекс, семинария, ряд хозяйственно-бытовых построек, зоопарк «Эдемский сад».

За свою историю монастырь ни разу не закрывался. Он хранил преемственность традиций на протяжении пяти столетий!

Духовно и архитектурно органично к комплексу Жировичского монастыря примыкает Минская духовная семинария, ректор которой – архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий – настоятель Жировичского монастыря.

Не скроем, очень хотелось, хотя бы одним глазком посмотреть, как живут насельники, но не получилось. Однако иеромонах Евстафий постарался подробно рассказать о том, как проходят будни братьев, населяющих монастырь.

– Утром в 5:20 брат, дежурящий на вахте, звонит в колокольчик. Услышав его звон, все просыпаются, приводят себя в порядок и идут к 6:00 на службу – полуночницу и литургию. Зимой богослужения идут в небольшой церкви Николая Чудотворца, которую проще отапливать. Службы в Успенском соборе – только по воскресеньям и церковным праздникам.

Далее, в девятом часу, – завтрак. Едим в основном овощи (капуста, свекла, картофель, каши (овсяная, например), бутерброд с маслом, яйцо. В меню монахов мяса нет.

Потом каждый монах отправляется выполнять свои индивидуальные послушания: кто – на огород, кто – в мастерские, кто – в молочный цех... «Труды» могут быть постоянными, если человек с ними справляется. Если нет – послушника переводят на другой участок, – сообщает наш рассказчик.

Так как хозяйство мужской обители большое, для его обслуживания нанимают и обычных людей – в основном жителей агрогородка Жировичи, но многие обязанности лежат исключительно на монастырской братии. Если они, конечно, здоровы, а если заболели, то лечатся травами и молитвами?

– Да, если что-то незначительное, то травами. Но если болезнь серьезная – обращаемся к врачам, – отвечает иеромонах. – На болезни Господь нам дал врачей: все мы живем в ХХI веке и к услугам общества – современная медицина.

Как стало ясно из рассказа собеседника, главное в монастырской жизни – молитвы и труды.

А как становятся монахами: откуда появляются столь редкие для страны кадры?

Как оказалось, из народа. Взять, к примеру, самого иеромонаха. Когда он переступил порог Минской духовной семинарии, его звали Юрий Олегович Халиманков. До приезда в Жировичи получил высшее образование в Белорусском университете культуры, где приобрел знания по самым разным светским наукам, в том числе драматургии. Теперь по долгу монашеской службы научился распознавать истоки драматических хитросплетений человеческих характеров и судеб.

Мы не могли не спросить его о том, могут ли быть у монаха свои увлечения. Могут, ответил наш рассказчик. Живя монастырской жизнью, иеромонах часто читает: в его небольшой комнате много книг. Не меньше – в электронном виде. В числе последних прочитанных – книга Дмитрия Быкова о Пастернаке. А еще выпускник университета культуры неравнодушен к живописи. Один из его любимых художников – импрессионист Клод Моне, подлинниками которого во время заграничной командировки ему удалось полюбоваться в Париже. В келье картин нет.

Бог уважает свободный выбор

Монахи обычно знают ответы на многие вопросы прихожан. Пользуясь случаем, и мы задали иеромонаху Евстафию несколько вопросов.

– Ваше Преподобие, почему человек не получает того, чего хочет больше всего ( одни хотят семью, другие – счастья детям, третьи – денег)?

– Если у Бога что-то просить, он, как правило, это дает. Но не всегда, когда мы того хотим.

Советская поговорка о том, что человек – кузнец своего счастья, по большей части верная. Человек – свободное существо. Он сам решает, как ему жить. Бог уважает свободный выбор человека.

Если говорить о детях, то они – продукт нашего воспитания. Мы несем ответственность за то, какими их вырастили. Ребенок еще в утробе начинает приобщаться к Богу, если его мать молится, причащается... И это неправда, что характер ребенка полностью зависит от его генов, – уверяет богослов журналистку, заметившую, что генетики считают: 90% характера – это гены. – Если бы это было так, то можно было бы сразу ставить на человеке крест.

– Как вы относитесь к утверждению, что если объехать, например, 40 монастырей, то Господь тебе обязательно поможет?

– Если это просто магический акт, то такая практика «объезда» не работает. Однако если человек станет посещать монастыри и молиться в них, то, несомненно, будет результат его молитвам.

– Иногда, проходя мимо церкви, очень хочу зайти, но не имея соответствующего дресс-кода (без платка, а то и вовсе в джинсах),  прохожу мимо...

– Хочется – зайдите. Отсутствие платка и даже то, что на вас брюки, не должно останавливать. Но при этом нужно иметь в виду, что вам может встретиться какая-нибудь бабушка и укорить: вы нарушаете правила... Если вы целенаправленно идете в храм, собираясь туда, учтите традиции, чтобы не смущать никого.

– Девушка из семьи с православными корнями собралась замуж за мусульманина. Что об этом думает православная церковь?

– У человека есть право выбора. Но с христианской, канонической точки зрения не можем создавать семью с мусульманином. Даже с человеческой точки зрения не советую, тем более если это иностранец.

– А еще женщины спрашивают: разводиться ли им, если их вторая половина изменяет (бьет)?

– На такие вопросы можно получить ответы только в частной беседе. Это слишком личный вопрос, требующий знания ситуации в семье. Тем не менее прелюбодеяние – веский повод для развода.

Также никому нельзя позволять повышать на вас голос и тем более поднимать руку. Часто это происходит потому, что люди женятся, мало узнав друг друга. Повысил голос, замахнулся – сделай так, чтобы это не повторилось никогда, обратись в общество по борьбе с насилием.

– Человек смертен, и каждый из нас задумывается, что когда-то придет и его час. Ваше Преподобие, как бы вы хотели умереть?

– У христианина есть молитва, в которой он просит у Бога «не постыдной кончины, мирной и безгрешной». Человек перед смертью должен исповедаться, причаститься, подготовиться. Когда мы хотим встретить дорогого гостя, то приводим себя в соответствующий вид. Так и христиане готовят себя к встрече с Христом. Если для человека неверующего смерть – это что-то страшное и непонятное, то для христианина – лишь смена формы бытия, переход в жизнь вечную, долгожданная встреча с Богом.

Духовный путь

Будущее православной церкви в Беларуси, ее монастырей – это Минская духовная семинария и молодежь, которая обучается богословию и иным наукам в этом высшем духовном заведении. Несмотря на присутствие в ее названии слова «Минская», семинария расположена рядом с Жировичским мужским монастырем и является одной частью его архитектурного комплекса.

Приятное впечатление оставило знакомство с семинаристами, их рассказы о родителях и том, как выбирали свой жизненный путь. Нашим гидом по монастырю и семинарии стал третьекурсник Александр Дубай. Так как Александр – один из тех, кому приходится в дни наибольшего наплыва паломников и туристов проводить до 20 (!) экскурсий в день, он был готов ответить на любой наш вопрос. Саша родом из Волковыска. Его (а также его маму) в православный храм привел отец. В результате мама перешла из католической веры в православную, а Саша не только  проникся православием, но и решил связать свою судьбу с Церковью.

Познакомились мы также и с семинаристами Алексеем Бучиком, Андреем Новаком и Русланом Парфенюком. Все аккуратно стрижены, подтянуты. Форма – почти армейская, даже флотская: кителя как у мичманов. Минчанин Алексей пришел в семинарию после окончания БНТУ. У Руслана  отец мусульманин, азербайджанец, женившийся на православной белоруске.

Украинец Андрей Новак приехал в Минскую духовную семинарию из города Сарны Ровенской области. Он – из семьи священника. Жировичи выбрал не случайно. Здесь, в семинарии, учился и его отец, который в Беларуси встретил будущую маму Андрея – свою суженую, матушку.

А как у семинаристов дела с поисками будущих жен? Ребята дружно заверили, что проблем нет. Во-первых, у Минской духовной семинарии в Слониме есть филиал, где готовят регентов церковного хора и иконописцев. Большинство из слушателей – девушки.

С одной из выпускниц – замечательной девушкой Лизой Цалко – мне удалось познакомиться. 

– А еще есть межвузовские семинары и конференции, на которые приезжают студенты (и студентки!) из светских вузов страны. Так что проблем для знакомств нет, – заверил корреспондента Александр Дубай, который, как и все представленные нам семинаристы, намерен стать священником, то есть не отказываться от семейных уз.

– Готовы ли вы построить не только свою семью, но и храм? – спросили мы у парней.

Ребята дипломатично ушли от ответа: – Вначале нужно заложить внутри себя надежный фундамент знаний и веры. И если правящий архиерей благословит на это великое дело, то так тому и быть! – ответил один из них.

Успехов вам, семинаристы, во всех добрых делах!


Фото Егора ПАВЛЮЩИКА
и автора



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

 В Минске у моста над Свислочью долго стоял билборд с фото костела Святого Владислава и приглашением: посетите Субботники! И вот у «7 дней» появился шанс побывать в Ивьевском районе и увидеть храм – чудо архитектурного зодчества.


Вчера исполнилось 9 дней со дня смерти митрополита Филарета – почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси, Героя Беларуси, который более 35 лет был главой Белорусской православной церкви. Его погребли за Крестовоздвиженским храмом Успенского Жировичского монастыря. Каким запомнили Филарета (в миру Кирилл Вахромеев), родившегося в Москве и большую часть своей жизни отдавшего белорусской земле? Рассказывают его ученики.


Камень и место, на котором Пресвятая Богородица в 1520 году во второй раз явила свою икону, вот уже 500 лет почитаются в народе. Примерно в 1672-м здесь была построена церковь в честь Рождества Божией Матери, более известная под названием Явленской. Это самое старое здание монастыря. Сам камень был помещен в алтаре под престолом.

В Институте теологии имени Святых Мефодия и Кирилла состоялся круглый стол...