Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Тема номера

№25 от 21 июня 2012 года

Завтра была война…
Завтра была война…
Все дальше и дальше в глубины истории погружается знаковая для всех нас и страшная дата — 22 июня 1941 года. Все менее актуальными становятся споры историков о действиях отдельных командиров и воинских частей в самые первые часы войны и во все последовавшие затем долгие кровавые годы. И даже то, чем занимались и что планировали осуществить политики разных стран того времени, становится все менее интересным.
Зато удивительным образом с каждым годом вырастает значение общих итогов Второй мировой войны и Великой Отечественной в частности. Ведь неожиданно оказалось, что, хотя история и не знает сослагательного наклонения, трактовать ее можно очень по-разному…
Молодые бойцы белорусских Пограничных войск, принимающие сегодня присягу в испещренных пулями и снарядами стенах Брестской крепости, прекрасно знают, что происходило здесь 71 год назад. Они осознают, что точно такие же, как они, пацаны, которым Родина доверила охранять свои границы, исполнили здесь свой долг до конца. Подвиг защитников крепости — вечно живой пример настоящей самоотверженности и непоколебимой честности. А также ответственности — за страну, за народ, за любимых и близких.
Это не пустые слова. Ведь память — великий учитель!
Жаль только, что у некоторых она оказывается такой короткой…
Особенности американского прагматизма
В университетские годы как-то услышал по ТВ, что американские подростки в большинстве своем не могут показать собственную страну на карте мира. «Ну тупые!» — первая реакция была, конечно же, вполне «задорновской». А потом вспомнил о великой идеологической миссии СМИ в современном обществе и подумал о том, что редакторы программы «Сегодня в мире» явно перестарались: пропаганда должна быть тоньше, интеллигентнее, мягче. Зачем же так передергивать?
Как впоследствии оказалось, я был не прав — американские школьники действительно живут в особой атмосфере. В школах Штатов признаются лишь знания практического значения. А потому и история Германии, например, преподается теми фрагментами, какие тем или иным образом связаны с США. В результате среднестатистический выпускник знает об этой стране четыре момента: Бисмарк, объединение Германий, а также Первая и Вторая мировые войны. Ну и то, что «Мерседес» — это тоже Германия.
Безусловно, желающие получить настоящие знания имеют для этого все возможности. Большой выбор литературы предоставляет, например, Германский исторический институт в Вашингтоне. Впрочем, сотрудник этого института Рихард Ветцель подчеркнул, что в целом американские школьники недостаточно знакомы с историей Германии и с ее ролью во Второй мировой войне. Да и вообще со знаниями об этой войне — большая напряженка.
При этом ветеранам Второй мировой в Штатах — почет и уважение. Их тоже, как у нас, приглашают в школы выступить перед учениками. Мемориал на военно-морской базе Перл-Харбор по-прежнему очень дорог исторической памяти американцев, и целые делегации каждый день приезжают сюда, чтобы сквозь толщу воды рассмотреть очертания затонувшего линкора «Аризона».
Но вот что делал во Второй мировой СССР и что происходило на оккупированных территориях, американцы просто не знают! Школьные программы составлены так, что начало войны датировано не 39-м годом, а декабрем 1941-го — нападением японцев на Перл-Харбор. Следующее событие войны для них — высадка десанта союзников во Франции 6 июня 1944 года, что в итоге менее чем через год привело к капитуляции Германии. Все!
Школьное преподавание просто не предусматривает «отвлечение» на столь «незначительные» события, как гитлеровская оккупация Европы, героическое сопротивление, а потом и наступление советских войск, беспримерный подвиг народов бывшего СССР.
Примечательно, что американские ученые и вузовская профессура в частности понимают все недостатки данной системы. В университетах уже предпринимаются попытки преподавания мировой истории на полном наборе научных фактов. «Я не стал бы недооценивать второй фронт — он сыграл важную роль в окончании Второй мировой войны. Но все же полагаю, что советские войска могли бы и самостоятельно разгромить Германию. Единственное, что без помощи союзников им это далось бы гораздо труднее, война могла затянуться еще года на два», — считает Уильям Розенберг, доктор истории, профессор Мичиганского университета, один из тех, кто пытается способствовать объективному преподаванию истории в США.
Тем не менее, факт остается фактом: массовое образование в США не обеспечивает молодых граждан страны знаниями о том, кто был кем в тридцатых-сороковых годах прошлого века. При этом специалисты уверяют, что в таком подходе к преподаванию нет политического или идеологического подтекста. Мол, все решает лишь ограниченность часов в учебных программах. В общем, просто нет времени назвать белое белым, а черное — черным…
История в национальных одеждах
Впрочем, не одни Штаты удивляют избирательным подходом к событиям Второй мировой войны. И политической подоплеки в расставляемых акцентах здесь не избежать. Не случайно в 2009 году Парламентская ассамблея стран Европы провела параллель между фашистской Германией и Советским Союзом, тем самым возложив ответственность за развязывание войны на эти два государства. Понятно возмущение таким подходом со стороны ветеранов войны и ученых-историков постсоветского пространства. Ведь вполне понятное желание «обелить» не слишком чистые исторические одежды своего народа не стоит осуществлять за счет очернения других! Но даже на события давно минувших лет, как показывает практика, у каждого — свой взгляд.
Польские учебники рассказывают о двух диктаторах — Сталине и Гитлере, которые делили между собой Польшу. Для поляков важно, что Вторая мировая началась именно с агрессии Германии на Польшу, к которой затем присоединился СССР. В Польше достаточно внимания уделяется геноциду поляков на Волыни (волынская резня 1943 г.) и расстрелу силами НКВД СССР польских офицеров в Катыни.
В Японии, несмотря на то, что о последней войне начинают рассказывать еще с детсада, не уточняется, на чьей стороне воевали японцы. В учебниках говорится о том, что война — это самое большое зло, от которого страдали не только люди, но и животные. Приводится пример: в городском зоопарке Осаки от голода погибли слоны. В итоге дети ходят на могилу слонов и пишут письма живым гигантам с пожеланиями долголетия. Трогательно, безусловно, но… кощунственно.
В Молдове в учебниках истории событиям Второй мировой выделено примерно 20 страниц из более чем 200. При этом большая часть материала — иллюстрации и схемы военных действий. О борьбе СССР против нацистской Германии — почти ничего. Термин «Великая Отечественная война» бегло упоминается в одном из параграфов, а о борьбе СССР против нацистской Германии нет почти ни слова. Зато рассказано, что изначально Румыния выступала на стороне Германии, надеясь вернуть Бессарабию, которая по советско-германскому договору Молотова—Риббентропа о ненападении от 1939 года должна была войти в состав СССР (именно на ее территории была создана Молдавская ССР). Ближе к концу войны Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Точка!
Британские дети изучают историю Второй мировой в течение всей средней школы — начинают в 10 лет, а потом практически в каждом классе возвращаются к этой теме. Количество учебных часов, потраченных «на войну», здесь гораздо больше, чем в других странах. Авторы школьных программ в Великобритании считают, что доля вины за развязывание войны лежит на Англии и Франции, которые пошли на Мюнхенский сговор с Гитлером. Но «наиболее изменчивую политику проводил Советский Союз. В 1939 году, заключая с Германией пакт о ненападении, Сталин считал, что это единственный способ избежать войны. Хотя в Европе война уже началась». Ход событий описывается примерно так: после падения Франции внимание Гитлера переключилось на Великобританию. Его самой большой проблемой был Королевский флот. Единственным способом разбить британский ВМФ были авиаудары. Так началась битва за Британию. Немцы начали бомбить британские города, нанося огромный ущерб и убивая тысячи людей. Но было очевидно, что вскоре план Гитлера по вторжению в Британию провалился. В результате, цитируем учебник, «главное направление войны переместилось на другие фронты».
Учебники Эстонии делают акцент на варварской бомбардировке советской авиацией Таллинна 9 марта 1944 года (погибли 554 человека), которую сравнивают с бомбардировкой англичанами Дрездена. Говорится, что эстонцы оказывали мощное сопротивление армии СССР, в том числе при помощи 20-й дивизии СС.
В итальянских учебниках красной нитью проходит мысль, что победа во Второй мировой войне была достигнута исключительно благодаря усилиям США и Англии. СССР упоминается лишь в связи с тем, что итальянские войска воевали только… с советской армией. Здесь даже чтят героев той войны. Например, немало добрых слов в учебниках заслужил генерал Гарибальди, командующий VIII итальянской армией, отличившейся в Сталинградской битве.
Французским школьникам предлагается версия войны в весьма европейско-толерантном виде. Например, объяснение причин того, почему 5 июня 1940 года немецкие войска сломили оборону французов на Сомме, а 14 июня уже победным маршем прошли по Елисейским Полям, звучит крайне просто — «превосходство военной тактики». Как в плену оказались 2 млн французов — не так уж и важно… Зато особо подчеркивается, что освобождение Франции началось в июле 1943 года, когда союзники высадились на Сицилии и в Италии, а 6 июня 1944 года — в Нормандии. Цитата из учебника, свидетельствующая о высокой скорости изучения предмета: «Восставший Париж был освобожден 25 августа 1944 года второй танковой дивизией под командованием генерала Леклерка. Рейх безоговорочно капитулировал на Западном фронте 7 мая в Реймсе, на Восточном — 8 мая в Берлине».
В Германии (несмотря на различие в учебниках разных земель) в основном изучение истории войны связано с ответом на вопросы, как стал возможен нацизм и Холокост евреев. О самой Второй мировой рассказывают сжато, только факты — никаких эмоций. Упоминается учение о превосходстве одной расы над другой, которое было идеологией фашизма, о том, что война Германии была завоевательной. Но многие негативные стороны войны, уничтожение целых народов занимают в учебниках буквально несколько абзацев, а о роли вермахта и деятельности бригад СС практически ничего не говорится. Национал-социализм представлен как злой рок для немецкого народа, нежели как трагедия для других государств, пострадавших от фашистов.
Наша правда
Глубоко не уверен в том, что приведенные факты из учебников разных стран мира — это очередная попытка неких темных сил переписать историю. Ее ведь переписать невозможно. Это, скорее, точка зрения на события Второй мировой — со стороны общества, научных и педагогических кругов, государства, в конце концов. И призывы «противостоять» этому процессу, то и дело раздающиеся и в нашей стране, и в России, — глас вопиющего в пустыне, ведь изменить учебные программы Штатов, Германии или Италии вряд ли в наших силах.
Другое дело — четкое и однозначное понимание того, что такие точки зрения на войну существуют, и именно они определяют в конечном итоге политику современных государств. Нам с этим жить. И в очередной раз одерживать свою победу — моральную, нравственную, идеологическую.
Наше «противостояние» — это наша память. О смелых и гордых людях, о непокоренных народах, о победителях фашизма. О могилах, безымянных и с именами, которых не счесть на нашей земле. О документальных свидетельствах событий тех страшных лет, которые мы и впредь будем тщательно сберегать и сохранять.
Для потомков.
Для правды.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?


Желтый бус давит лежащие на земле огурцы. Ролик с Ольшанского рынка, выложенный в интернет, с комментарием «Таким образом фермеры и сельские жители выражают протест низким закупочным ценам!» задел многих. Выясняем, как и почему овощи, на которых поднялись сотни семей огуречной столицы Беларуси, попали под колеса.

Одна из самых обсуждаемых новостей минувшей недели – ЧП на озере в Стайках, где 17 июля молния попала в дерево, под которым прятались молодые люди. Девушка погибла на месте, четверых парней медики доставили в тяжелом состоянии в реанимацию. Их ждет несколько операций, в том числе пластических. До приезда врачей первую помощь пострадавшим оказывали очевидцы случившегося.  Вместе с экспертами разбираемся, правда ли, что молния не для всех смертельно опасна, где прятаться, если непогода застала врасплох, и как действовать, когда на ваших глазах человек получил удар.

С приходом лета людей в масках в пассажирском транспорте и магазинах стало заметно меньше. При этом, по данным Минздрава, ежедневно регистрируется около тысячи новых случаев заболевания COVID-19.   Чтобы дисциплинировать народ, санитарно-эпидемиологическая служба Минска проводит мониторинги по соблюдению профилактики коронавирусной инфекции. В один из таких «рейдов» напросился корреспондент «7 дней». Вместе  со специалистом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии мы прошлись по оживленным местам и посмотрели, пользуются ли люди средствами индивидуальной защиты (СИЗами)  и какие еще предпринимаются меры по противодействию распространения  COVID-19.