С приходом лета людей в масках в пассажирском транспорте и магазинах стало заметно меньше. При этом, по данным Минздрава, ежедневно регистрируется около тысячи новых случаев заболевания COVID-19. Чтобы дисциплинировать народ, санитарно-эпидемиологическая служба Минска проводит мониторинги по соблюдению профилактики коронавирусной инфекции. В один из таких «рейдов» напросился корреспондент «7 дней». Вместе со специалистом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии мы прошлись по оживленным местам и посмотрели, пользуются ли люди средствами индивидуальной защиты (СИЗами) и какие еще предпринимаются меры по противодействию распространения COVID-19.
Лучше перестраховаться
Первый объект – торговый центр Dana Mall. Перед началом рейда заведующий отделом гигиены Иван Цейтин проводит небольшой инструктаж:
– Во время мониторингов проверяем соблюдение противоэпидемиологических мероприятий. Это правильное ношение и запас масок у персонала торговых объектов и мест общепита, уборка залов и дезинфекция поверхностей, измерение температуры тела работников, организация социальной дистанции, наличие антисептиков и исправность системы вентиляции для регулярного воздухообмена.
Для начала идем в продовольственный гипермаркет. С первого взгляда нарушений нет: весь персонал в масках, антисептики – прямо на входе, корзинки протерты дезинфицирующим средством, по залу ездит специальная уборочная машина. Вроде все хорошо, только вот покупатели не столь дисциплинированны, как следовало бы. В очереди видим несколько человек без масок. Только подойдя к кассе, их надевают.
– Маска на покупателе – защита для продавца, поэтому они постоянно делают замечания. Люди, простояв пару минут в очереди, вряд ли заразятся коронавирусом, а вот кассир, возле которого проходит много народа, запросто может подхватить вирус. В ноябре, когда вводился масочный режим, все в течение нескольких недель откликнулись и стали носить маски. Сейчас заболеваемость тоже немаленькая, но некоторые расслабились, – объясняет Иван Игоревич.
Однако есть ситуации, когда ношение маски необязательно. Например, если соблюдать дистанцию в 1,5-2 метра и стоять молча, риск передачи вируса, уверяет специалист, минимальный. Но лучше все же перестраховаться и надеть маску даже в таком случае.
– Это уже норма этикета и проявление заботы об окружающих, – дополняет Иван Цейтин.
«За отсутствие СИЗа у покупателей накажут завмагазином»
Идем к ресторану быстрого питания на фуд-кортах. Здесь, как и в гипермаркете, все работники в масках, рядом с кассой стоит дозатор с антисептиком, а администратор Валерия показывает журнал с регистрацией измерения температуры всех сотрудников перед выходом на смену. Интересуюсь у девушки, как обстоят дела с соблюдением масочного режима посетителями.
– Когда стало жарко, людей без масок в торговом центре стало больше. Но заметила: если человек собирается зайти к нам, то обязательно надевает маску. Все знают, что без нее не обслужат. Тем, у кого нет маски, бесплатно выдаем одноразовую, – рассказывает Валерия.
Примерно такая же ситуация и в магазине детских игрушек. По словам заведующей торговым объектом Юлии, покупатели в масках стали встречаться реже:
– Просим посетителей, если есть возможность, надеть маску. Если маски вдруг нет, то мы дадим бесплатную. И, несмотря на то, что говорим все мягко, с улыбкой, все равно встречается негативная реакция. При этом мы не можем не пустить человека в магазин или выгнать его, если он откажется надеть маску. Есть правила МАРТ о режиме работы, которым мы должны следовать. Единственный вариант – отказать в обслуживании. Однако если покупатель согласиться соблюдать дистанцию в 1,5-2 метра с кассиром и будет расплачиваться по карте, то проблемы нет
А вот с работниками дело обстоит иначе. Для них ношение масок обязательно.
– В этом плане все рекомендации санитарно-эпидемиологической службы мы выполняем. Однажды перед работой у сотрудника была температура 37, его сразу же отправили домой, перестраховались, –
дополняет Юлия.
Не обслуживают людей без масок и в соседнем магазине товаров для дома. Для тех, у кого СИЗа не оказалось, рядом с кассой лежит бесплатный. Сейчас, говорит директор магазина Зинаида Павловна, ситуация более-менее спокойная:
– Посетители уже после первого замечания надевают маску, а поначалу скандалили, ругались. Пару месяцев назад один мужчина написал жалобу на нашего охранника, что его заставляли маску надеть, хотя тот вежливо попросил. Но это единичный случай. Сейчас в основном молодежь без масок заходит, но они нормально реагируют на наши просьбы.
Важно отметить, что за нарушение масочного режима, а также других противоэпидемиологических мер, ответственность несет руководитель объекта.
– То есть если кто-то из персонала или покупателей будет без маски, штраф получит директор или заведующая магазином, а не провинившийся человек. На мой взгляд, это не совсем справедливо. Должна быть ответственность со стороны самих граждан, как это происходит в России, Польше, Германии и других странах. Возможно, стоит проводить лучше разъяснительную работу, чтобы народ понимал все риски. Не хотелось бы, чтобы применялась система личных штрафов, – рассуждает Иван Цейтин.
«Самая недисциплинированная категория – молодежь до 25 лет»
Спускаемся в метро на станции «Восток». За пять минут, которые мы простояли у турникетов, инспектор службы безопасности около десяти раз делал замечания пассажирам, чтобы те надели маски:
– Действительно, с приходом лета пассажиров в масках стало несколько меньше, поэтому говорить о необходимости соблюдения масочного режима приходится чаще. Особенно молодежи до 25 лет. После замечания они надевают маску, чтобы зайти, но есть те, кто после спуска на платформу, сразу ее снимает.
Начальник станций «Восток» и «Московская» Татьяна Карпиевич говорит, что любой сотрудник метрополитена может сделать замечания человеку без маски:
– У нас и кассиры всегда говорят о необходимости соблюдения масочного режима, и дежурные по приему и отправлению поездов. Сознательный человек послушает, но встречаются и те, кто игнорирует замечания. Однако таких – единицы.
Помимо соблюдения масочного режима в метрополитене принимают много мер по борьбе с распространением коронавируса.
– На станциях моющими и дезинфицирующими средствами обрабатываем дверные ручки, кассовые зоны, поверхности турникетов, поручни и балюстрады эскалаторов, скамейки, поручни маршевых лестниц, кабины лифтов. То есть все те места, которых может коснуться пассажир. Также устраиваются внезапные проверки сотрудников, чтобы они всегда сами соблюдали масочный режим, термометрию, графики уборки, – рассказывает Татьяна Васильевна.
Чтобы повысить культуру ношения масок среди пассажиров, на трех ветках проводилась акция «Надень маску в метро».
– Анимационный персонаж Метрович в большой медицинской повязке ходил и обращал внимание на пассажиров без масок, объяснял им важность соблюдения масочного режима и предлагал бесплатно СИЗ, – говорит пресс-секретарь Минского метрополитена Андрей Дроб.
Однако людей должны мотивировать, в первую очередь, не акция, а чувство ответственности. По словам Ивана Цейтина, игнорирование масок чревато ростом заболеваемости:
– Некоторым некомфортно находиться в масках во время жары, другим просто надоело. Но на данный момент ослабить противоковидные меры мы не можем. Вопросы послабления масочного режима могут рассмотреть только после вакцинирования более 60% населения. Только тогда сформируется иммунная прослойка, что позволит отказаться от ношения масок. А пока что необходимо ходить в них.
За неделю сотрудники Минского городского центра гигиены и эпидемиологии обходят с проверками около 500 объектов по всей столице.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?