Накануне его 75-летия поговорили с Иваном Александровичем, легко ли найти для фильма правильную натурплощадку, сделать такую декорацию, чтобы зрители не заметили «подмены».
Везло на встречи с талантливыми людьми
Кажется, в работе художника-декоратора нет ничего сложного: подумаешь, найти для съемки подходящий фон. Деревенька на заднем плане, скромно обставленный кабинет, где происходит кульминация истории, – одним словом, все, что окружает актеров в кадре, продумано до мелочей именно художником-декоратором. Причем он отвечает не только за визуальный ряд, но и за атмосферу фильма.
– Кино не прощает халтуры. Все знают мои требования: сделать так свою работу, чтобы за нее не было стыдно, – уверенно говорит Иван Рогатень. – Могу сказать, что за все годы подготовок к различным съемкам даже чувства неловкости я никогда не испытывал. Волнение, переживание, получится ли задумка, – да, были, особенно в первых проектах.
Иван Александрович родом из деревни Зарубчики Глубокского района. В семье был пятым ребенком. Отец, вернувшись с войны, вскоре ослеп. Воспитанием Вани занималась старшая сестра, учительница. На учебу его отправили в Ошмянскую школу-интернат, где он окончил 11-летку с серебряной медалью. С детства любил рисовать, а когда о нем как о юном и талантливом художнике вышла статья под названием «Мечта о голубых городах», Иван решил, что непременно станет архитектором. Поступил в Белорусский политехнический институт на архитектурный факультет, но врожденный порок сердца, который заставлял частенько обращаться к врачам, изменил студенческие планы.
– Мне с юности везло на встречи с талантливыми людьми, одна из них и предрекла мое будущее в кинематографе. В институте я учился с братом известного оператора Юрия Марухина. Вячеслав меня и познакомил с киношниками. В их компанию входили талантливейшие люди: скульпторы, композитор Олег Янченко, например. Помню, как впервые попал на съемочную площадку: шла работа над «Городом мастеров» Владимира Бычкова, – рассказывает собеседник. – Когда мне по состоянию здоровья пришлось взять «академку», Слава Марухин предложил поработать в студии над созданием кино.
Как строятся кадры
С большой теплотой Иван Александрович вспоминает свой дебют в качестве ассистента художника. Это был детский фильм «Мы с Вулканом» Валентина Перова, в котором снимался Виктор Тарасов.
– Главное было построить кадр. Снимали в Бресте, где возводили новый микрорайон, – атмосфера подходящая. Моей задачей было сделать строительную бытовку с навесом, где можно поиграть в домино. Сегодня мне эта декорация кажется совсем простой, но вы не представляете, как же я тогда волновался! – художник мысленно переносится в 1969 год, когда снимали картину. – После мне предложили очень интересный исторический проект «Я, Франциск Скорина» режиссера Бориса Степанова. Скорину играл молодой Олег Янковский.
По словам Ивана Александровича, который к тому времени уже перешел из ассистента в художники-декораторы, первым серьезным объектом в его карьере стал двор Ягеллонского (Краковского) университета. Важно было максимально приблизиться к реальности.
– Это была огромная декорация. Никакого интернета и компьютерной графики – всю информацию искал в книгах. А какие строительные материалы тогда были?! Делали кирпичи из пенопласта, несколько раз их перекрашивали, чтобы добиться нужного цвета. Наверное, на все у нас ушло месяца полтора, – говорит Иван Рогатень. – Потом строили еще одну большую декорацию – аудиторию на четыре ряда, где с одной стороны разместились преподаватели, с другой – студенты.
Компьютерные технологии художник не воспринимает до сих пор. Чертежи всех своих декораций рисует от руки на бумаге.
– Читаю сценарий, выписываю все важные объекты. Затем смотрю, сколько будет длиться сцена, в которой задействован объект, 5 минут или всего одну, – отмечает он. – Очень важно найти правильную натурплощадку. Потом «продать» ее режиссеру. Поэтому у меня всегда на примете несколько вариантов – на выбор.
За два месяца построить деревню
В копилке Ивана Александровича более 35 разнообразных по тематике, жанрам фильмов и сериалов, и каждый, как признается художник-декоратор, ему запомнился чем-то своим. Например, фильм «Пламя» Виталия Четверикова о белорусском партизанском движении, который снимался по заказу Петра Машерова.
– Съемки были масштабные. В Смолевичах я строил декорацию – «хата Максима». По сценарию танк стреляет в дом, взрыв должны показать детально. Что только мы не придумывали! В итоге мощность взрыва не рассчитали, ударная волна повредила объектив камеры. Но кадр получился эффектный! – улыбается наш герой. – С известным режиссером Владимиром Краснопольским мы сняли целых шесть картин, в том числе о Вольфе Мессинге. Строил я и кабинеты Сталина, Берии, Хрущева.
Сложных задач, как признается наш герой, за 50 лет работы в кино оказалось немало. Например, на съемках «Женить миллионера» нужно было в январе, когда за окном снега по колено, «вырастить» в теплице урожай томатов.
– Смотрю сценарий: в одной из сцен Лидия Федосеева-Шукшина должна пройти в теплице с помидорами. Быстро сделали парник, на дно уложили пенопласт, засыпали черноземом и воткнули искусственную зелень, – поясняет декоратор. – А сами овощи были настоящие: купили их в магазине, привязали к веткам. Когда актриса увидела эту декорацию, просто ахнула от удивления – так все по-настоящему получилось.
Все же одну из своих работ Иван Александрович считает особенной. Это фильм «Франц + Полина» режиссера Михаила Сегала. Мало того, что художник сам снялся в этой картине в эпизодической роли, так еще и за два месяца построил целую деревню на берегу Дубровского водохранилища.
– Работа была проделана колоссальная. Я даже прослезился, когда по сценарию сжигали нашу деревеньку. Столько было вложено души в эту декорацию, – говорит Иван Рогатень.
10 августа в выставочном зале Музея истории белорусского кино – филиала Национального исторического музея Республики Беларусь – откроется персональная юбилейная выставка художника-постановщика и художника-декоратора Ивана Рогатеня.
Список фильмов, над декорациями которых работал Иван Рогатень, впечатляет: «Я, Франциск Скорина...», «Могила льва», «Венок сонетов», «Пламя», «Время ее сыновей», «Шляхтич Завальня», «В августе 44-го», «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время», «Угрюм-река» – всего более 35 картин.
За дизайн экспозиции «60 лет советского кино» в 1979 году Иван Рогатень получил Золотую медаль ВДНХ.