Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



Искусство

№31 от 05 августа 2021 года

«Кино не прощает халтуры»
«Кино не прощает халтуры»

Накануне его 75-летия поговорили с Иваном Александровичем, легко ли найти для фильма правильную натурплощадку, сделать такую декорацию, чтобы зрители не заметили «подмены».

Везло на встречи с талантливыми людьми
Кажется, в работе художника-декоратора нет ничего сложного: подумаешь, найти для съемки подходящий фон. Деревенька на заднем плане, скромно обставленный кабинет, где происходит кульминация истории, – одним словом, все, что окружает актеров в кадре, продумано до мелочей именно художником-декоратором. Причем он отвечает не только за визуальный ряд, но и за атмосферу фильма.
– Кино не прощает халтуры. Все знают мои требования: сделать так свою работу, чтобы за нее не было стыдно, – уверенно говорит Иван Рогатень. – Могу сказать, что за все годы подготовок к различным съемкам даже чувства неловкости я никогда не испытывал. Волнение, переживание, получится ли задумка, – да, были, особенно в первых проектах.
Иван Александрович родом из деревни Зарубчики Глубокского района. В семье был пятым ребенком. Отец, вернувшись с войны, вскоре ослеп. Воспитанием Вани занималась старшая сестра, учительница. На учебу его отправили в Ошмянскую школу-интернат, где он окончил 11-летку с серебряной медалью. С детства любил рисовать, а когда о нем как о юном и талантливом художнике вышла статья под названием «Мечта о голубых городах», Иван решил, что непременно станет архитектором. Поступил в Белорусский политехнический институт на архитектурный факультет, но врожденный порок сердца, который заставлял частенько обращаться к врачам, изменил студенческие планы.
– Мне с юности везло на встречи с талантливыми людьми, одна из них и предрекла мое будущее в кинематографе. В институте я учился с братом известного оператора Юрия Марухина. Вячеслав меня и познакомил с киношниками. В их компанию входили талантливейшие люди: скульпторы, композитор Олег Янченко, например. Помню, как впервые попал на съемочную площадку: шла работа над «Городом мастеров» Владимира Бычкова, – рассказывает собеседник. – Когда мне по состоянию здоровья пришлось взять «академку», Слава Марухин предложил поработать в студии над созданием кино.

Как строятся кадры
С большой теплотой Иван Александрович вспоминает свой дебют в качестве ассистента художника. Это был детский фильм «Мы с Вулканом» Валентина Перова, в котором снимался Виктор Тарасов.
– Главное было построить кадр. Снимали в Бресте, где возводили новый микрорайон, – атмосфера подходящая. Моей задачей было сделать строительную бытовку с навесом, где можно поиграть в домино. Сегодня мне эта декорация кажется совсем простой, но вы не представляете, как же я тогда волновался! – художник мысленно переносится в 1969 год, когда снимали картину. – После мне предложили очень интересный исторический проект «Я, Франциск Скорина» режиссера Бориса Степанова. Скорину играл молодой Олег Янковский.
По словам Ивана Александровича, который к тому времени уже перешел из ассистента в художники-декораторы, первым серьезным объектом в его карьере стал двор Ягеллонского (Краковского) университета. Важно было максимально приблизиться к реальности.
– Это была огромная декорация. Никакого интернета и компьютерной графики – всю информацию искал в книгах. А какие строительные материалы тогда были?! Делали кирпичи из пенопласта, несколько раз их перекрашивали, чтобы добиться нужного цвета. Наверное, на все у нас ушло месяца полтора, – говорит Иван Рогатень. – Потом строили еще одну большую декорацию – аудиторию на четыре ряда, где с одной стороны разместились преподаватели, с другой – студенты.
Компьютерные технологии художник не воспринимает до сих пор. Чертежи всех своих декораций рисует от руки на бумаге.
– Читаю сценарий, выписываю все важные объекты. Затем смотрю, сколько будет длиться сцена, в которой задействован объект, 5 минут или всего одну, – отмечает он. – Очень важно найти правильную натурплощадку. Потом «продать» ее режиссеру. Поэтому у меня всегда на примете несколько вариантов – на выбор.

За два месяца построить деревню
В копилке Ивана Александровича более 35 разнообразных по тематике, жанрам фильмов и сериалов, и каждый, как признается художник-декоратор, ему запомнился чем-то своим. Например, фильм «Пламя» Виталия Четверикова о белорусском партизанском движении, который снимался по заказу Петра Машерова.
– Съемки были масштабные. В Смолевичах я строил декорацию – «хата Максима». По сценарию танк стреляет в дом, взрыв должны показать детально. Что только мы не придумывали! В итоге мощность взрыва не рассчитали, ударная волна повредила объектив камеры. Но кадр получился эффектный! – улыбается наш герой. – С известным режиссером Владимиром Краснопольским мы сняли целых шесть картин, в том числе о Вольфе Мессинге. Строил я и кабинеты Сталина, Берии, Хрущева.
Сложных задач, как признается наш герой, за 50 лет работы в кино оказалось немало. Например, на съемках «Женить миллионера» нужно было в январе, когда за окном снега по колено, «вырастить» в теплице урожай томатов.
– Смотрю сценарий: в одной из сцен Лидия Федосе­ева-Шукшина должна пройти в теплице с помидорами. Быстро сделали парник, на дно уложили пенопласт, засыпали черноземом и воткнули искусственную зелень, – поясняет декоратор. – А сами овощи были настоящие: купили их в магазине, привязали к веткам. Когда актриса увидела эту декорацию, просто ахнула от удивления – так все по-настоящему получилось.
Все же одну из своих работ Иван Александрович считает особенной. Это фильм «Франц + Полина» режиссера Михаила Сегала. Мало того, что художник сам снялся в этой картине в эпизодической роли, так еще и за два месяца построил целую деревню на берегу Дубровского водохранилища.
– Работа была проделана колоссальная. Я даже прослезился, когда по сценарию сжигали нашу деревеньку. Столько было вложено души в эту декорацию, – говорит Иван Рогатень.

10 августа в выставочном зале Музея истории белорусского кино – филиала Национального исторического музея Республики Беларусь – откроется персональная юбилейная выставка художника-постановщика и художника-декоратора Ивана Рогатеня.

Список фильмов, над декорациями которых работал Иван Рогатень, впечатляет: «Я, Франциск Скорина...», «Могила льва», «Венок сонетов», «Пламя», «Время ее сыновей», «Шляхтич Завальня», «В августе 44-го», «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время», «Угрюм-река» – всего более 35 картин.

За дизайн экспозиции «60 лет советского кино» в 1979 году Иван Рогатень получил Золотую медаль ВДНХ.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Исполнитель класса Чезаре Сьепи – так зарубежные критики называют народного артиста Беларуси Владимира Петрова. Легендарный оперный певец в этом году отмечает 35-летний юбилей на сцене, а 3 февраля ему исполнилось 65 лет. О семье, необычных увлечениях и самых ожидаемых премьерах
он рассказал в эксклюзивном интервью газете «7 дней».

Сын Юлий нашел ее в небольшой варшавской квартире, лежащей на кровати. Она так и не дотянулась до лекарств на прикроватной тумбочке. Юлий просидел рядом с матерью еще несколько часов – ее смерть потрясла его. Ведь еще вчера они, смеясь, обсуждали по телефону какие-то планы. Так в канун Нового 1988 года ушла из жизни Янина Жеймо, легендарная и непревзойденная Золушка советского кинематографа, родившаяся в Волковыске. Даже сегодня, бывая на могиле актрисы на Востряковском кладбище, можно увидеть, как люди восхищенно шепчутся: «Это та самая Золушка» – и кладут букеты...

Мелодия настолько завораживала слух, что хотелось зайти под своды святыни, чтобы внимательнее прислушаться. Из таинственной глубины храма звучал орган!

На Пятом фестивале документального кино стран СНГ «Евразия.DOC», который недавно прошел в Смоленске, среди шести фильмов-победителей и белорусская картина «ICH война».