Президент поручил навести порядок в работе рынков и обеспечить туда доступ для фермеров. Мы узнали, торгуют ли они на главном столичном рынке и куда сейчас реализуют весь свой урожай.
Место «намоленное»
Отправляемся на столичный Комаровский рынок. Несмотря на будний день, здесь, как всегда, многолюдно и шумно. Оно и не удивительно – место «намоленное». И продавцами, суеверно благословляющими свежайший аппетитный товар «червонцем» первого покупателя, и минчанами, спешащими за продуктами. Кто пришел сюда – не прогадал. Весенние овощи – только что с грядки – по цене ниже магазинной: лук – 35 коп., огурец – 2,9 руб., пучок редиски –1,25 руб. и так далее по списку!
Ищем продавцов собственного урожая. Подходим к ближайшим от входа в открытый рынок рядам – пожалуй, здесь самая бойкая торговля. За прилавком с огурцами, луком и другими овощами – Людмила и Валентин Никончук и отец Людмилы, Николай Бруцкий, из Столинского района. Народ присматривается – товар хороший, надо брать – и становится в очередь!
– Выбираем Комаровку уже пять лет. Рынок хороший. Можно много продать, – оценила потенциал торгового объекта Людмила. – Да, мы не фермеры, но выращиванием овощей занимается вся семья, даже односельчан привлекаем в помощь.
У Людмилы и ее родных немалое тепличное хозяйство – 80 соток, а летом подоспеет урожай еще и с 1,5 гектара открытого грунта. В этом году первые огурцы у Никончуков-Бруцких созрели за неделю до Пасхи.
– Тогда и продали первые 10 «бананочек» (коробок из-под бананов. – Авт.), а это не так и много – под 70 кг, – вздыхает Людмила и довольно улыбается. – Сейчас вот огурцы и другие овощи пошли полным ходом. Недели через полторы созреют помидоры.
И так до конца августа. При этом на рынке реализуют только около трети выращенного. Львиную долю их урожая, как и большинства односельчан, у этой столинской семьи выкупают оптовики из России. Сколько на этом зарабатывают овощеводы – коммерческая тайна.
Нашлись на рынке места и для крестьянско-фермерского хозяйства «Агролайнплюс», торговый представитель которого Вероника Вереник уточняет: они на Комаровке старожилы.
Сейчас бум на рассаду. Многие устремляются к прилавку Артема Пичугина из Пинского района – у него огромный выбор подрастающих в грунте ароматных трав.
– Наша семья многие годы занимается рассадой – вначале помидоров и огурцов, теперь перешли на зелень – амарант, шпинат, руккола, розмарин, также готовим рассаду дынь, арбузов и другой экзотики. В первый раз приехал на Комаровку в 16 лет, с тех пор 8 лет прошло. Торгую в среднем месяц ежегодно. Что не купили – высаживаю в огород и наблюдаю, как ведет себя тот или иной сорт.
Как видим, ни по продукции, ни по каким-то иным «опознавательным знакам» здесь производителей овощной продукции не делят на «фермеров» и «крестьян», всех их в нашей стране объединяя емким словом «частник».
Правила прозрачные
Какие условия на Комаровке для тех, кто хочет здесь продать свою сельхозпродукцию? Много ли торгует фермеров? Вот что об этом газете «7 дней» рассказала начальник службы организации рыночной торговли ГП «Минский Комаровский рынок» Анжела Баранович:
– Если человек хочет заниматься реализаций собственной продукции, ему у нас зеленый свет. Производитель сельхозпродукции имеет приоритетное право при получении торговых мест. На рынке 50 торговых мест арендуют 7 фермерских хозяйств: продают плодоовощную продукцию, грибы, птицу. Еще 400 торговых мест на долгосрочной основе предоставлены физическим лицам для реализации сельхозпродукции (плодоовощная плюс рассада). Порядка 100 мест выделяется по ежедневной оплате. Кроме того, в высокий сезон (сбор основного урожая. – Авт.) можно организовать дополнительные торговые места с выносных столов.
Анжела Борисовна назвала три варианта получения права на торговлю на Комаровке: долгосрочные договоры, ежедневные договоры, предоставление мест путем электронного бронирования на сайте Мингорисполкома.
– Ни одного человека, который к нам пришел или заявил о том, что хочет продавать свою продукцию, мы не отправили обратно, если у него есть соответствующие документы. Физические лица, имеющие приусадебные участки, предоставляют подтверждение его наличия, выданное исполкомом, с перечислением продукции, которая на нем выращивается, документ, удостоверяющий личность, справку о прохождении флюорографии. Все это обойдется в 11,61 руб. за торговое место (при реализации мелкой партии до 20 кг – 4,51 руб.). Вся без исключения продукция, прежде чем попасть на прилавок, проходит обязательный контроль независимой лаборатории ветеринарной санитарной экспертизы.
Для пенсионеров и инвалидов, имеющих приусадебные участки, торговля собственной продукцией на Комаровке бесплатна. Пока в администрацию обращаются около 15–20 человек в день, а в сезон, когда начнется массовое созревание фруктов и овощей, – порядка 70.
Кооператоры – в деле
Рынки, находящиеся в ведении организаций потребкооперации, были востребованы всегда. Их в стране 133 – немного меньше, чем административных районов. Рады ли там фермерам и их продукции?
– Безусловно! Фермеры торгуют на наших рынках. Но большинство из них предпочитают иметь гарантированный сбыт, и мы даем такую возможность! Для этого в начале года каждая область приглашает руководителей крестьянско-фермерских хозяйств на совещание, цель которого – узнать, какую продукцию они намерены продать и по какой цене, – объясняет представитель Белкоопсоюза Татьяна
Ляшкевич.
Результат такой: в 2021-м кооператоры уже заключили 400 договоров с 300 крестьянско-фермерскими хозяйствами о приобретении у них 13 тыс. тонн фруктов и ягод, картофеля, капусты, огурцов, томатов, моркови и других видов сельхозпродукции. Кстати, закупки ведутся весь год. Наиболее активно поставки идут в сезон, когда активизируется работа перерабатывающей промышленности. К закупкам сельхозпродукции привлекают заготовителей, которых в республиканской системе более тысячи, если нужно – приглашают и внештатников.
«Осенью на рынок не вбиться!»
Есть ли проблемы со сбытом? Комментируют руководители Гродненской и Минской областных ассоциаций фермеров.
– Наша ассоциация не занимается продажами продукции членов ассоциации, мы им помогаем развивать бизнес, – отметил глава Гродненской ассоциации Владимир Ушкевич. – Вместе с тем, как сказал один наш коллега, хорошую продукцию всегда можно продать. Главное – ее вырастить. Но нельзя отрицать того, что не все обладают умением торговать.
– Проблемы на рынках с местами для фермеров есть, особенно осенью: в это время туда не вбиться – одни перекупщики торгуют. Они и сейчас там на рынках. Спросите сами у директора рынка: почему так? Правильно Президент сказал, что надо навести на рынках порядок! – считает руководитель Минской областной ассоциации фермеров Николай Силин.
Право выбора
Где предпочитают продавать продукцию сами фермеры?
Вячеслав Лукашевич, глава КФХ «Дудары» Лидского района Гродненской области:
– Мы везем свою продукцию на рынки. Поставляем часть в несколько магазинов. Однако основную долю огурцов, томатов, капусты, прудовой рыбы реализуем с машины – на выкупленном недалеко от местного рынка участке земли. Лидчане нас хорошо знают, поэтому объемы нашей торговли бывают часто выше, чем у всего рынка. Ранее на этом месте, где продаем овощи с машины, стояли гаражи, а скоро построим там наш собственный магазин. Его проект уже готов.
Виктор Яковчук, глава фермерского хозяйства «ЯкВиЛ» Жабинковского района Брестской области:
– Работаю в основном с торговыми сетями. На рынки ничего не вожу.
...Главные продажи хозяйства идут летом и осенью, когда в садах созревает сладкая голубика и ароматные яблоки. Значительная их часть отправляется на экспорт. Сегодня в ряде магазинов известных ретейлеров с успехом реализуются соки прямого отжима «ЯкВиЛ».
Александр Коновалов, руководитель КФХ «Новы быт» Шкловского района Могилевской области:
– Молоко поставляем на молочные заводы, мясо – на мясокомбинаты. Так помогаем району выполнять планы по выпуску сельхозпродукции и стране – обеспечивать продовольственную безопасность. Готовы ли продавать свою продукцию на рынке и, в частности, экорынке в ТЦ «Валерьяново»? Пока, пожалуй, нет – вижу немало проблем для организации переработки и реализации на такого рода рынках. У меня есть коллеги, у которых объемы поменьше, – им, наверное, будет проще. По масштабам производства мы ближе к оптовым поставщикам.
Что в итоге?
Добившиеся успеха фермеры хорошо знают, как лучше и менее затратно произвести хороший продукт и выгоднее его продать. Тот, кто вышел на большие объемы, вряд ли пойдет искать место на рынке. Для этого у него есть нанятые люди.
Вот и в ходе визита главы государства на экорынок «Валерьяново» прозвучало предложение создать организацию, которая покупала бы продукцию у фермеров, физических лиц и затем централизованно продавала ее на экорынке. Выходит, посредник все-таки нужен? Труженик, который выращивает овощи, фрукты и рассаду, не всегда обладает талантом продавца. И у него должна быть возможность продать свой урожай тому, кто за прилавком чувствует себя увереннее, чем на грядке. Такова жизнь.
В Беларуси более 3 тысяч фермерских хозяйств. Большинство ориентированы на растениеводство: выдают на-гора 8% картофеля, 20% овощей и 12% плодов и ягод, производимых в стране. Фермерский продукт в животноводстве – менее 1%.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?