Веками человек и лошадь были рядом: в обыденной жизни и на плодородном поле, в путешествиях и на войне. Но лишь XXI век открыл для нас новую грань взаимоотношений с этими прекрасными животными – иппотерапию. О том, почему детям с инвалидностью важно учиться верховой езде и почувствовать, что значит быть на коне и в прямом, и в переносном смысле, мы говорим с профессором кафедры медицинской реабилитации Гродненского государственного медицинского университета, доктором медицинских наук, мастером спорта СССР Ларисой Пироговой.
– Лариса Александровна, насколько иппотерапия эффективна для детей-инвалидов?
– По данным ООН, в начале 90-х годов в мире насчитывалось около 500 миллионов инвалидов – почти 10% населения Земли. При этом, по оценкам ВОЗ, их количество увеличивается. Это значит, что все больше людей нуждается в реабилитации. Медицинское сообщество постоянно ищет новые эффективные технологии в этой области. Одной из них стала иппотерапия. В Гродненском государственном медицинском университете мы провели исследование ее эффективности. Сформировали группу из 16 детей, занимавшихся в то время лечебной верховой ездой на базе Белорусской общественной организации верховой езды и иппотерапии в Ратомке. Это были пациенты с ДЦП, ранним детским аутизмом, олигофренией, синдромом Дауна. Средний возраст –
от 3 до 5 лет. Занятия проводились два раза в неделю, а общий их стаж у некоторых ребят доходил до года.
Во время исследования родители регулярно заполняли анкеты, где отмечали результаты занятий, индивидуальные изменения, свои наблюдения. Так мы выяснили, что у 14 детей наблюдалась положительная динамика: сон нормализовался, настроение улучшилось, появился интерес к окружающим, улучшилась моторика и координация движений, двое детей стали лучше держать голову и спину, трое наконец-то сели без поддержки, а одна девочка начала сама ходить. При этом первые результаты мы увидели уже спустя месяц после начала занятий лечебной верховой ездой.
– Расскажите о самой «физике» иппотерапии: как это работает?
– Метод воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. «Физика» такова: температура тела лошади на 1,5 градуса выше, чем человека. Движения мышц спины лошади разогревают и массируют спастические мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. При этом туловище всадника выполняет те же движения, что и при ходьбе. Для обездвиженного пациента очень важна эта имитация, так как тело имеет компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. Всаднику приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища, то расслабляя, то напрягая их. В результате активизируются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными.
При лечении же пациентов с неврозами, умственной отсталостью, ранним детским аутизмом основным воздействующим фактором является психогенный. Общение и взаимодействие с лошадью избавляет от заторможенности, смягчает тревожное состояние, помогает адаптироваться к реальному пространству и времени. Особенному ребенку гораздо легче найти общий язык с животным. Лошадь –
это посредник во взаимоотношениях наездника и инструктора, детей и взрослых. В процессе занятий родители часто отмечали такие изменения: «ребенок стал прислушиваться к моим словам, выполнять то, о чем я прошу», «начал смотреть в глаза». То есть он включается в реальность, готов идти на контакт и взаимодействовать. Особенно важен этот результат для детей с расстройствами аутистического спектра.
– Всякое ли взаимодействие с лошадью лечебно?
– В целом да. Когда человек гладит коня, ухаживает за ним, находится в тактильном контакте, это благотворно влияет на здоровье и психическое состояние. Во время реабилитации ребенок начинает говорить, испытывает спектр положительных эмоций, а это мощный импульс для развития мозга и интеллекта. Иппотерапия должна быть использована как метод психотерапии и психокоррекции. Когда человек приходит на занятия, он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Тогда реабилитация воспринимается всадником как процесс обучения верховой езде. Во время занятий дети преодолевают свои психические и физические трудности. В этот момент они не чувствуют себя больными и слабыми, а понимают, что способны управлять большим и грациозным животным. Это помогает самоутвердиться и повысить самооценку.
– Что может быть противопоказанием к иппотерапии?
– Чаще всего только тяжелые состояния: судорожный синдром, эпилепсия, шизофрения в стадии обострения, а также онкологические заболевания и тяжелые нарушения ритма сердца, недостаточность функций какой-либо из систем организма, а также острые инфекционные заболевания. Назначать или рекомендовать иппотерапию ребенку должен врач-реабилитолог детской поликлиники.
– Как часто нужно заниматься иппотерапией, чтобы добиться видимого эффекта в состоянии пациента?
– Это как со спортом: если занимаешься им профессионально, то на тренировки ходишь регулярно, изменяя их направления и регулируя физическую нагрузку. Так же и с иппотерапией: можно пройти небольшой курс из 10–12 занятий, но не получить стойкого результата. Приходить на манеж нужно так часто, как получается, в идеале – два-три раза в неделю в течение длительного времени. Тогда можно ждать эффекта и говорить о стойких улучшениях.
К слову, в процессе верховой езды не используются приспособления, связывающие людей с их инвалидностью. Они чувствуют себя так же, как и обычные всадники. Поэтому для людей с особенностями развития даже проводят соревнования по конному спорту. Это способствует повышению их самооценки, осознанию уровня своих возможностей и личного потенциала. Проведение соревнований к тому же меняет отношение общества к людям с ограниченными возможностями. Глядя на человека верхом на лошади, видят именно всадника.
С помощью иппотерапии поддаются коррекции и лечению заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, психические расстройства, умственная отсталость и многое другое.
Часто иппотерапию рекомендуют детям, имеющим нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и расстройства психоневрологического профиля. В гродненском Социально-благотворительном учреждении помощи детям и взрослым «Центр помощи “Вера”» все обратившиеся могут воспользоваться этим методом бесплатно.
При содействии Центра помощи «Вера» (www.c-vera.by) подготовил Александр Карабликов