Недавно Купаловский театр открыл свой 101-й театральный сезон обновленной «Павлинкой» Льва Литвинова. Рассказываем, где 100 лет назад этот спектакль впервые увидел зритель, почему главная героиня вдруг запела и как студентка второго курса стала Павлинкой-2021.
За всю историю легендарной пьесы, ставшей визитной карточкой Купаловского, театралы насчитали более двадцати Павлинок в исполнении разных актрис. Одна из самых известных – муза поэта Павлина Меделка (Мядёлка). Скорее всего, именно в честь нее Купала и назвал свою комедию. Говорят, что он к Павлине Викентьевне был неравнодушен: посвящал стихи и рекомендовал ее на главную роль в спектакле, первая профессиональная постановка которого состоялась 9 февраля 1913 года в Петербурге.
В 1942-м, во время Великой Отечественной войны, театр находился в эвакуации в Томске. Тогда и возникла идея показать сибирякам искрометную «Павлинку» в постановке режиссера Льва Литвинова. В то время очень ценилась песня, поэтому Павлинка на сибирской сцене и запела. Благо у исполнительницы Раисы Кошельниковой был замечательный голос. Кстати, она получила заветную роль 19-летней барышни в 40! И с энтузиазмом воплощала разных героинь до 60-ти! Именно она в 1965 году передала эстафету утонченной и лиричной Алле Долгой, которая 17 лет отдала спектаклю и потом в нем же выходила на сцену, но уже в роли мамы Павлинки.
В новом сезоне роль задорной главной героини купаловской пьесы сыграла студентка второго курса БГУКИ Анастасия Воронкова. Театралы уверяют: чтобы стать Павлинкой, нужно на кастинге взять ноту соль второй октавы. «И я это сделала!» – улыбается девушка. Кстати, при подготовке к роли Настя посмотрела фильм Александра Зархи с золотым составом «Павлинки», но при постановке создатели, как она полагает, все же больше ориентировались на версию 2013 года.
«Павлинку играли разные актрисы, многие из которых старше меня, – рассуждает Анастасия Воронкова. – Думаю, если тебе больше 30, то сморишь на жизнь с высоты уже накопленного опыта, а моя героиня юна, она скачет, смеется в силу своего беззаботного возраста. С моим партнером Ильей Круком мы одногодки, а потому на одной волне».
По словам народного артиста СССР Геннадия Овсянникова, играющего в комедии Пустаревича, такой героиню он не помнит уже лет двадцать! Оценка мэтра, который за свою сценическую жизнь «перевидел» многих Павлинок, дорогого стоит.
Сама Анастасия – актриса, пока еще не избалованная славой. На вопрос, как узнала, что утверждена на роль, отвечает: «Позвонили и сказали, что вызывает ректор. Я немного растерялась, начала думать: что такого натворила? А когда узнала, что меня утвердили на роль Павлинки, была на седьмом небе от счастья».
Анастасия Воронкова считает: пьеса «Павлинка» –
тот самый случай, когда классика бессмертна, сюжет пьесы вечен, а потому будет интересен публике и через сто лет.
«Народный юмор, мудрость, наивность – в эту пьесу невозможно не влюбиться, – считает актриса. –
В современном театре столько форм и направлений, просто глаза разбегаются. Но зритель всегда тянется к чему-то светлому, доброму, вечному. Недаром утверждают, что секрет успеха постановки – в ее простоте и беззлобности».
По словам художественного руководителя постановки Ольги Нефедовой, с новой «Павлинки» начнется и новая жизнь Купаловского театра. В добрый путь, наша нестареющая Павлинка!
Впервые комедийную пьесу поставил Белорусский музыкально-драматический кружок 27 января 1913 года в Вильно. А 17 сентября 1920 года «Паўлінка» появилась на сцене только что открытого Белорусского государственного театра, который после назовут Купаловским.
В 2023-м исполнится 110 лет со дня первой постановки «Павлинки».
Прототипом любимой всеми Павлинки была Ядя Облочинская. Она родилась недалеко от местечка Акопы, где одно время жил и Янка Купала. Все события, описанные в «картинках из жизни мелкой шляхты», происходили на глазах у песняра. Возможно, поэтому образ главной героини у драматурга получился правдивым и незабываемым.
Елена НИКОЛАЕВА