Секонд-хендам с 1 января постановлением Совмина запретили торговать новой одеждой. Теперь такие магазины не могут в одном месте продавать бывшие в употреблении и новые меховые изделия, обувь, швейную и трикотажную продукцию, за исключением бельевых изделий. Узнали, как на эти изменения отреагировали в самих магазинах «вторая рука», а также их постоянные клиенты.
За честную конкуренцию
Еще в марте прошлого года «Беллегпром» предложил правительству обратить внимание на секонд-хенды. Главная претензия концерна заключалась в том, что около 70% товара в таких магазинах – это новая одежда или так называемый сток (фирменные вещи из старых коллекций, которые продаются с большой скидкой). А его, в отличие от «бэушных» изделий, необходимо растаможивать при ввозе и платить пошлину.
– Мы настроены на честную конкуренцию. Если хотят ввозить сток – пусть растаможивают, платят ввозную пошлину. А то под маркой секонд-хенда завозятся абсолютно новые вещи с этикетками. Почему такая одежда из Европы не должна облагаться налогами? – недоумевала председатель «Беллегпрома» Татьяна Лугина.
Уже в апреле начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Михаил Жигало заявил, что прорабатываются вопросы корректировки правил продажи отдельных видов товаров, а также четкого разграничения и определения формата работы секонд-хендов:
– Если магазин позиционирует себя как секонд-хенд, то будьте добры тогда продавать товары, бывшие в употреблении, а не стоковую одежду. Если это стандартный магазин, то соответственно там может реализовываться и сток. Принятая норма не будет ограничительной. В ней не усматриваются какие-либо признаки, которые могут в дальнейшем способствовать нарушению антимонопольного законодательства с точки зрения ограничения конкуренции. Она просто установит определенный порядок, требования к магазинам секонд-хенда.
Стока не больше 20%
Проверяем, как ограничения действуют на практике. Направляюсь в один из столичных секонд-хендов, где предлагают, если верить рекламной вывеске, только «бэушные» вещи высшего сорта. В торговом зале – огромный ассортимент одежды, начиная от брюк и свитеров и заканчивая зимними куртками и вечерними платьями. Беглый обзор показывает, что все эти вещи далеко не новые: заметны следы носки, чувствуется запах стирального порошка. Бирок, подтверждающих, что вещица приехала сюда прямо с фабрики, отыскать не удается. С обувью такая же история – уже глядя на подошвы, можно понять: в этих ботинках или кроссовках прошли не один десяток километров.
Но я не отчаиваюсь и иду к продавцу, у которого напрямую спрашиваю, есть ли что-нибудь новенькое сегодня в продаже.
– Нет, – равнодушно отрезает девушка. – С этого месяца мы продаем только «бэушную» одежду. Но она тоже очень хорошего качества и ничем не уступает фабричному трикотажу из брендовых магазинов. Можете присмотреть что-нибудь.
А вот до января, признается продавец Анастасия, в секонд-хенде действительно можно было отыскать абсолютно новую вещь. Правда, чтобы ее заполучить, приходилось сильно постараться. Во-первых, дождаться дня завоза товара. Во-вторых, отстоять немаленькую очередь. И то далеко не факт, что к тому моменту что-нибудь останется.
– Читала, некоторые наши чиновники говорят, что в секонд-хендах около 70% товара – сток. Это неправда. В лучшем случае новых вещей процентов 15 – 20, не больше. И то они, как правило, в единственном экземпляре, – делится наблюдениями Анастасия.
Говоря о запрете на продажу новой одежды, она уверяет, что на популярности секонд-хендов это не сильно отразится:
– Люди как приходили, так и будут приходить. Они прекрасно понимают, что за относительно небольшие деньги получают качественную красивую вещь, пускай и ношеную.
Теперь магазины «вторая рука» имеют право продавать исключительно бывшую в употреблении одежду. К таковой, как указано в постановлении, относятся «непродовольственные товары, имеющие видимые признаки носки, стирки, эксплуатации, и (или) непродовольственные товары надлежащего качества с сохранением товарного вида, потребительских свойств без товарных ярлыков (этикеток), если их наличие предусмотрено изготовителем, и (или) непродовольственные товары, принятые по договорам комиссии от граждан».
Когда новые вещи не по карману
Интересуемся мнением покупателей. Анна называет себя частым посетителем секонд-хендов. Говорит, что регулярно закупается вещами в них, однако отмечает: рада была бы носить одежду и от белорусских производителей:
– Только есть одно большое «но». К сожалению, цены на товары отечественного производства немаленькие. А время, когда люди покупали дорогую вещь, будь то верхняя одежда или обувь, чтобы носить ее потом годами, уже прошло.
Исходя из своих наблюдений, девушка говорит, что найти новые вещи в магазинах «секонда» было реально, особенно в дни привоза. Однако она никогда не ставила перед собой такой цели:
– Конечно, запрет на продажу новых вещей в секонд-хендах меня огорчает, так как при желании здесь можно было купить брендовую одежду по относительно небольшой цене. Но ходить я сюда не перестану, так как в любом случае здесь «прибарахляться» выгоднее.
Мнение Анны разделяет и другая постоянная клиентка секонд-хендов Юлия. Девушка отмечает, что белорусский трикотаж не отвечает стандартам современной моды и к тому же дорого стоит:
– Конечно, было бы хорошо отказаться от ношеных вещей, но многие люди просто не могут себе позволить покупать одежду не то что в брендовых магазинах, а в обычных массмаркетах. У меня половина гардероба куплена в секонд-хенде. И это не потому, что я романтизирую винтажный стиль, а потому, что вещи там дешевле, чем в фирменных магазинах белорусских производителей, и хорошего качества.
Что касается запрета на продажу здесь новых вещей, то Юлия уверена: регулировать поступление в секонд-хенды такой одежды практически невозможно.
– Новизна товара может определяться только по товарному ярлыку, который легко удалить. Всегда можно сказать, что это просто «бэушная» вещь в хорошем состоянии. А статистика о 70% новых вещей в секонд-хенде, на мой взгляд, нереалистичная. У меня все в порядке со зрением, но я где-то процентов 10 только такой одежды видела, не больше. Что касается стока, то магазины, которые им занимаются, имеют сертификацию, в отличие от секонд-хенда, поэтому там вещи и стоят дороже – они ведь проходят растаможку. В общем, думаю, в секонд-хендах заметно ничего не поменяется.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?