В Брестском областном краеведческом музее представили коллекцию этнографических предметов, которую собирали 70 лет! Рассказываем, как специалистам удается получить самые интересные экспонаты.
Выставку «По следам музейных экспедиций» готовили специально к 70-летию музея. В нее вошло около 150 наиболее ярких экспонатов, которые этнографы собрали во время экспедиций по Брестчине. Это предметы быта, народные костюмы конца XIX – начала ХХ века, гончарные изделия и многое другое. Глядя на них, можно понять, как люди жили более 150 лет назад. Всего же в фонде музея хранится 175 тыс. экспонатов, объединенных в 23 коллекции.
Автор выставки Ольга Новикова, заведующая научно-методическим отделом, отмечает: найти предметы этнографии – большая удача. Многие не сохранились. Некоторые владельцы даже не подозревают, что привычным в крестьянском быту вещам самое место в музее. Тем не менее, именно они в последнее время в основном и пополняют здешние коллекции. Помогают в этом краеведы и энтузиасты, которые бесплатно передают сюда свои находки.
Сотрудники музея на протяжении многих десятилетий выезжают в историко-бытовые экспедиции по деревням области. При этом они не только ищут новые предметы для коллекций, но и обязательно делают записи в полевых дневниках, расспрашивают местных жителей об обычаях и предках. Ольга Новикова признается, что добыть нужные предметы не всегда легко: зачастую приходится долго убеждать их владельца, что в музее вещи сохранятся намного лучше и принесут больше пользы.
Одна история из экспедиций надолго запомнилась брестским музейщикам. В 2013 году они были в деревне Ольшаны Столинского района – по приглашению жительницы, которая хотела отдать то, что у нее хранилось. При встрече женщина показала ярко вышитые предметы, но – современные, а потому пока музейной ценности не представляющие. Сотрудников же заинтересовал неприметный сундук, на котором хозяйка сидела. Правда, женщина не спешила его открывать и показывать содержимое. После долгих уговоров она это все-таки сделала – и музейщики увидели детали традиционного костюма Столинского района: плиссированные атласные юбки и фартуки, кофты с большими отложными воротниками. Одежда была профессионально пошита в 1950-е годы из покупной ткани талантливыми деревенскими портными. Юбки и кофты в таких костюмах – определенного цвета, традиционного для какого-либо праздника. Например, зеленый костюм хозяйка всегда надевала на Троицу. Наряды из Ольшан украсили коллекцию музея, их можно увидеть на выставке.
Многие экспонаты посетители музея увидят впервые. Например, реконструкцию головного убора Домачевского строя – чепец «каптур», который носили замужние женщины. Это небольшая шапочка с ушками, пошитая из фабричной ткани и украшенная тесьмой. Ее реконструкцию для Брестского музея выполнила народный мастер из Минска Галина Рудницкая. Домачевский строй выделялся своей элегантностью и активным использованием черного цвета.
Детская одежда в музее является редкостью, поэтому обратите особое внимание на выставленную сорочку, пошитую для младенца в деревне Язвинки Лунинецкого района. Сорочка изготовлена из тонкого кужельного полотна намитки (головного убора полотенчатого типа). Детскую одежду часто шили из бывшей в употреблении взрослыми.
На выставке можно увидеть коллекцию деревянных резных прялок-«потесков» – яркого примера декоративно-прикладного искусства. В большинстве регионов Беларуси украшение прялок – явление не распространенное. Поэтому резной декор, который использовался в Брестском регионе, вызывает особый интерес. Музейную коллекцию «потесков» пополнил аспирант-археолог НАН Республики Беларусь Антон Дацкевич, он нередко помогает музею в поиске интересных экспонатов.
Впервые отдельно демонстрируется такой элемент традиционного костюма, как женская безрукавка – гарсет. Внимание обязательно привлечет и колодный улей, дымокур, необычные для современного человека приспособления для вязки снопов цурки, характерные для Западного Полесья.
Не обошлась этнографическая выставка без деревянных композиций народного мастера Беларуси Николая Тарасюка, который жил в деревне Стойлы Пружанского района. Его творчество внесено в Список нематериального наследия Беларуси. Николай Васильевич не просто вырезал фигурки из дерева, а составлял из них композиции, изображающие сцены из народной жизни. Его работы очень просты, поэтому нравятся детям. На своей усадьбе мастер создал целый музей «Успаміны Бацькаўшчыны». А некоторые произведения Николай Тарасюк передал в Брестский областной краеведческий музей еще в 80-е годы. Сейчас на выставке можно увидеть четыре композиции: «Свадьба», «В церкви», «Крестьянский двор» и «Строительство дома».
Наталья ГРИБКО